Гигиена империи Чингисхана: почему за мытье посуды грозила смертная казнь
Великая Яса Чингисхана — свод законов монгольского правителя — была не просто уголовным кодексом. Это был сложный комплекс правил, пронизанный мистическими верованиями и страхом перед богами. Многие из этих законов, особенно касающиеся быта, сегодня кажутся не просто дикими, но и абсурдными. Однако за ними стояла целая философия, которая в итоге обернулась трагическими последствиями.
Запреты, которые шокируют
После восхождения на престол в 1206 году Чингисхан провозгласил свод законов, где особое внимание уделялось не только безопасности, но и ритуальной чистоте. Некоторые из них поражают воображение:
- Запрет на стирку и мытье посуды. Воинам категорически запрещалось стирать одежду и мыть посуду. Нарушителей ждала суровая кара, вплоть до смертной казни.
- Запрет на купание. Монголу разрешалось купать младенца всего 4 раза от рождения до совершеннолетия. Взрослым же купание в открытых водоемах было запрещено под страхом смерти.
- Запрет на осквернение стихий. Нельзя было перешагивать через костер, на котором готовилась пища, мочиться в воду или на огонь.
Как же они поддерживали гигиену? Источники сообщают, что посуду «мыли» пучком травы или коровьим навозом, а одежду носили до тех пор, пока она буквально не сгнивала на теле.
Поклонение стихиям
Разгадка кроется в отношении древних племен к стихиям. Вода и огонь расценивались как божественное проявление, а их осквернение считалось ужасным грехом. Н. Басовская во «Всех героях мировой истории» пишет, что граждане Монгольской империи верили в божье наказание за мытье кухонной утвари или грязного белья в воде.
Сергей Горбачев: что произошло с сыном единственного президента СССР
К слову, даже младенцев можно было купать не более 4 раз с момента рождения, а за купание взрослых в любом открытом источнике грозила смертная казнь.
Чистота внутри
Такая философия оправдывалась тем, что татаро-монголы ставили во главу угла внутреннее очищение, а не внешнее. Огонь был святой стихией, даже послов государства перед встречей с ханом пропускали между двумя кострами, очищая их от всякой скверны. Однако гроза и молния, которые вроде бы являются проявлениями огня, считались скорее божьим наказанием. По данным Г. Дженингса из книги «Путешественник», монголы страшились грозы и считали ее карой за осквернение природы.
Чума = карма?
Тем не менее, многие из этих законов позднее пришлось отменить. Причиной стала эпидемия чумы, разразившаяся в условиях глобальной антисанитарии. По сведениям, изложенным в издании «Психоэкономика», авторов Е. И Н. Конюховых, в Средней Азии болезнь началась с размножения паразитов, живших на теле людей под меховыми одеждами.т привести к трагедии планетарного масштаба.