Волга: какие страшные опасности таит в себе река
Волга кажется нам знакомой и покоренной. Ее воды столетиями служат транспортной артерией, а каскад ГЭС приручил ее течение. Но под обманчиво спокойной поверхностью скрываются угрозы, о которых не пишут в туристических буклетах. Многие из них — прямое следствие деятельности человека.
Спящая смерть
В 1942-1943 годах немецкая авиация вела настоящую охоту на волжские нефтяные танкеры. Цель была стратегической — лишить СССР горючего. Фашисты сбросили на участок от Саратова до Астрахани сотни донных мин с акустическими и магнитными взрывателями.
Как пишут историки Дмитрий Дегтев и Дмитрий Зубов в книге «Тень люфтваффе над Поволжьем», после войны саперам удалось обезвредить 242 таких «сюрприза». Но как минимум 20 зафиксированных мин так и не были найдены. Мощность каждой из них — от 300 до 680 кг в тротиловом эквиваленте, что достаточно для уничтожения крупного судна. Где именно под слоем ила дремлет эта смерть времен Великой Отечественной — не знает никто.
Коварство низовий
В устье Волги судоходство испокон веков осложняли ледовые заторы. Писатель Александр Чернышев в книге «Погибли без боя» приводит примеры из истории: в 1743 году льды раздавили шмаки «Чепура» и «Лебедь», а в 1919-м едва не погубили пароход «Коммунист».
Как в Германии после войны относились к немецким военнопленным, вернувшимся домой из ГУЛАГа
Как отмечают в своем исследовании ученые из Астрахани, суровые морозы приводят к резким колебаниям уровня воды, обледенению судов и портовых механизмов. Судно может примерзнуть к причалу, а тяжелая наледь на палубе — критически снизить его остойчивость и привести к катастрофе во время шторма.
Донные течения
Кандидат технических наук Елена Шумакова написала статью «Особые гидродинамические эффекты, возникающие при пропусках через гидроузлы», которая опубликована в журнале «Известия Самарского научного центра Российской академии наук» (том 12, № 1 за 2010 г.). Исследовательница отметила, что в результате работы гидроэлектростанций в волжской воде возникает целый комплекс длинноволновых возмущений.
Вода, которую сбрасывают ГЭС, серьезно увеличивает в этом месте скорость течения, причем не только на поверхности Волги, но и у самого ее дна. И хотя эти волновые возмущения постепенно затихают, они перестают фиксироваться лишь на расстоянии 8 км от водосливной плотины. В результате, на мелководье может размываться грунт и неукрепленные берега реки.
Затонувшие суда
Еще одна опасность, которую скрывают воды Волги, связана с множеством затонувших судов и завалами гниющих бревен, которые в советское время сплавляли по реке. Ржавеющие остовы кораблей загрязняют воду, как и остатки солярки, сочащейся из покореженных баков. Действующие теплоходы и грузовые суда рискуют серьезно повредить свои днища, напоровшись на груду железа.
Сколько всего затонувших кораблей скрыто в речной глубине, не знает никто. Их сотни, а может, и тысячи. Например, в 90-е годы ХХ века многие владельцы пришедших в негодность судов предпочитали просто затопить их, где придется, чтобы не тратить деньги на дорогостоящую утилизацию. Старые паромы, теплоходы, брандвахты, рыболовные шхуны – все они гниют где-то под водой, замедляя течение.
Кстати, в 2003 году на реке Кизань – одном из рукавов устья Волги – затонул плавучий завод «Дон». Через пять лет судно, длина которого составляет 72 метра, попытались поднять с помощью мощного крана «Волгарь», но безрезультатно – вес плавучего завода оказался слишком большим, тросы просто оборвались.
Мели и россыпи
Несмотря на то, что из бюджета России ежегодно тратятся значительные суммы на проведение дноуглубительных работ, в прессе регулярно появляются сообщения о судах, севших на мель на Волге.
Вообще, великая река никогда не была простой для судоходства. Так, даже знаменитый «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» в начале ХХ века сообщал читателям, что большие мели, расположенные в низовьях Волги, называются россыпями. У них даже были свои названия: «Княжья», «Харбайская», «Шадинская» и «Ракушинская». Эти россыпи существенно затрудняли судоходство.
Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию
И сегодня на Волге образуется немало мелей, о чем говорится в вышеупомянутой статье В.И. Новикова и П.И. Бухарицина. Исследователи отметили, что летом из-за недостаточного уровня воды многие суда вынуждены простаивать. Кроме того, к появлению мелей в районе портов приводит неаккуратная выгрузка и загрузка сыпучих веществ, которые тоннами попадают в реку.
Химикаты и сточные воды
Волжская вода опасна еще и тем, что в ней содержатся химические вещества, которые имеют высокую степень токсичности. Это неудивительно, ведь в бассейне великой реки сосредоточена почти половина всех промышленных и сельскохозяйственных предприятий России. А многочисленные города загрязняют Волгу своими стоками.
Аспирант Астраханского государственного технического университета Татьяна Дедикова и профессор Петр Бухарицин в соавторстве написали научную работу «Экологическое состояние реки Волги», которая вышла в «Вестнике АГТУ» (№ 1 за 2010 г.). В ней говорится, что качество воды в реке ухудшается с каждым годом по причине возрастающей антропогенной нагрузки.
«Загрязнение окружающей среды в пределах Волжского бассейна в 3-5 раз превышает средние показатели по Российской Федерации. Ресурсы экологически чистой воды составляют не более 3% от общих ресурсов поверхностных вод», – отметили Т.Н. Дедикова и П.И. Бухарицин.
Исследователи обнаружили, что в волжской воде многократно превышена допустимая концентрация хлоридов, сульфатов, солей аммония, нитритов и нитратов, а также фосфатов и нефтепродуктов.