Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2025-09-12 10:16:00

Почему у кубанских казаков самый популярный танец «Молитва Шамиля»

Среди зажигательных танцев кубанских казаков есть один, чья история удивительнее вымысла. Это знаменитый «Ой ся, ты ой ся!», более известный как «Танец Шамиля». Парадокс в том, что его мелодия, посвященная легендарному кавказскому имаму, стала неотъемлемой частью славянской культуры и звучит на каждой казачьей свадьбе. Как же так вышло?

У истоков танца стоит фигура Мохаммеда Магомаева — кумыка по национальности, деда великого советского певца. В начале XX века, находясь в чеченском Шатое, он был настолько впечатлен историями о мужестве и духовности имама Шамиля, что перенес свои эмоции в музыку. Так, предположительно в 1910-1912 годах, родилась мелодия, которая вскоре зазвучала далеко за пределами Кавказа.

Удивительно, но этот танец стал обязательной частью программы выступления казачьих ансамблей и танцевальных коллективах. В станицах Кубани без него не обходится ни один казачий праздник, ни одна свадьба. Почему танцем кубанских казаков стал «Танец Шамиля»?

Фантом ДНК: как советский ученый доказал существование души

Еще в 19 веке историками и этнографами отмечалось сильное влияние черкесов на культуру казаков. Это не только танцы, но и национальная одежда (черкеска, бурка), горская манера владения оружием и скакать на коне. По мнению историка, этнографа И. А. Герасимовой: «…создание кавказского художественного образа носителями славянской традиции… столь же рационально, сколь и эмоционально…» («Философское понимание танца»).

Танец Шамиля — один из таких феноменов. До 30-50-х гг. 20 века его танцевали и в адыгской среде, но уже в те годы представители народов Кавказа сетовали, что он стал разновидностью «развесистой клюквы». В частости, такое мнение высказывал Х. Ошаев, известный чеченский драматург, писатель, автор ряда исторических произведений и поисковых работ. Он пишет: «…религиозное население усмотрело бы в демонстрировании молитвы перед танцем кощунство…» («Кто автор молитвы Шамиля», 1931 год). Действительно, танец не совсем традиционен для народов Кавказа — он состоит из двух частей. Первая — коленопреклоненная молитва, заимствованная казаками у кавказских народов, вторая — динамичная, даже неистовая, пляска.

Но обращение к иноэтническому материалу и не может быть точным копированием. Многочисленные исторические примеры наглядно свидетельствуют, что культуры проживающих рядом, в непосредственной географической близости, этносов, тем не менее, никогда полностью не смешиваются. Они могут проникать один в другой, заимствовать какие-то элементы, но это будет имитацией для реализации своих внутренних потребностей. И кубанские казаки заимствовали именно эту эмоциональную наполненность, совпадающие с их внутренними запросами, мелодию и движения, но не философский смысл «Молитвы…», безусловный для кавказских народов.

Какие территории Сталин подарил Украине

Как женщины на Руси «доделывали» своих детей?

Как жена Пушкина Наталья Гончарова стала причиной его гибели

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: