Кем на самом деле был князь Олег
Ранняя история Древней Руси окутана туманом легенд и научных споров. Наши главные источники, такие как «Повесть временных лет», зачастую скупы и противоречивы. В этом полумифическом мире и появляется фигура князя Олега — одного из основателей русского государства, чья жизнь и деяния представляют собой причудливое переплетение летописных фактов и эпических сказаний.
Шурин Рюрика
Согласно летописям, Олег унаследовал власть после смерти легендарного варяга Рюрика, став регентом при его малолетнем сыне Игоре. Точное родство Олега с первой правящей династией неясно: историк Василий Татищев, например, считал его шурином (братом жены) Рюрика.
При этом Игорь, если верить летописи, ни разу не пытался оспорить права Олега на власть и во всем его слушался. Вероятно, это было связано с тем, что традиция наследования княжеской власти на Руси еще прочно не установилась (это произошло только во времена Ярослава Мудрого, когда был принят родовой — «лествичный» — порядок престолонаследия) и власть после смерти князя мог принять его родственник, самый авторитетный среди княжеской дружины, или просто наиболее близкий человек.
Легендарный поход
В 882 г. Олег, собрав под свои знамена варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, отправился в поход по Днепру, взял города Смоленск и Любеч. Далее Олег с войском спустился на ладьях вниз по Днепру и подошел к Киеву, где княжили Аскольд и Дир, которые согласно летописи были «мужами Рюрика» и отпросились у него в самостоятельный поход, победили хазар, которым жители Киева платили дань, и стали править в будущей столице Древнерусского государства. Подойдя к Киеву, Олег решил хитростью выманить Аскольда и Дира из города. Он отправил к ним гонцов, сказав, что он и его люди — купцы, идущие «из варяг в греки» от Олега и Игоря. Аскольд и Дир, поддавшись на хитрость, вышли из города. Тогда Олег сказал им: «Вы не князья и не княжеского рода, но я князь и со мной сын Рюрика» и показал малолетнего княжича Игоря. После этого Аскольд и Дир были убиты, Олег занял Киев и провозгласил его новой столицей Руси, сказав при этом: «Да будет это мать городов русских». Вероятно, эта легендарная фраза была сказана на скандинавском диалекте, где слово «город» было женского, а не мужского рода.
«Жратва»: что означает это слово на самом деле
В дальнейшем Олег покорил древлян (883 г.), северян (884 г.) и радимичей (885 г.), в результате чего они перестали быть зависимы от хазар, и обложил своей данью. В 898 г. (вероятно, несколькими годами раньше) летопись упоминает появление венгров под стенами Киева.
Однако прославил Олега его легендарный поход на Царьград (Константинополь). В 907 г. с большим войском и флотом (по версии «Повести временных лет») киевский князь выступил в поход на столицу Византии. Византийский император Лев VI Мудрый приказал затворить ворота Константинополя и перегородить цепями главную городскую гавань Золотого Рога. Однако Олег пошел на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу».
Испуганные византийцы пошли на мирные переговоры и заключили мирный договор, согласно которому империя обязалась платить Руси ежегодную дань. Главным итогом похода стал беспошлинный торговый договор Руси и Византии.
Легенды и домыслы
Однако многие историки считают этот поход лишь легендой и высказывают сомнения насчет торгового договора 907 г., текст которого в летописи почти полностью скомпилирован из договоров 911-го и 944 гг. Также у историков вызывают сомнения эпизоды с «кораблями на колесах» и особенно «прибивание щита на врата Цареграда», упомянутое в «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина.
В 911 г. Олег отправил в Константинополь посольство, которое заключило новый торговый договор с Византией и подтвердило «многолетний мир» с империей. В новом договоре исчезло упоминание о беспошлинной торговле, а Олег был назван «великим князем русским».
Осенью 912 г. по сведениям «Повести временных лет» Олег погиб от укуса змеи, наступив случайно на череп своего некогда павшего коня. Обстоятельства смерти Олега, прозванного «Вещим» (т. е. мудрым), противоречивы. По преданию волхвы предсказали князю смерть от любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании несколько лет спустя, когда конь уже умер. Правитель решил показать, что волхвы обманули его, и захотел посмотреть на останки коня, стал ногой на череп и спросил: «Его ли мне бояться?» Из черепа выползла ядовитая змея, которая смертельно укусила князя.
Легенда о смерти правителя или военного предводителя от укуса змеи не нова и находит параллели в исландской саге об Орваре Одде, который также был укушен змеей на могиле любимого коня.
Несмотря ни на что, князь Олег вошел в отечественную историю как сильный правитель и подлинный основатель Древнерусского государства, заложивший основу его дальнейшего исторического развития.