Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2025-10-08 07:45:00

Угон Ми-24 в Пакистан: почему это событие нанесло больше вреда, чем бегство предателя Беленко

К середине 1980-х годов ударный вертолет Ми-24, прозванный на Западе «Крокодилом», оставался для американских военных одной из главных загадок. Несмотря на то, что машина находилась в строю с 1969 года, детально изучить её не представлялось возможным. Ситуация изменилась в 1985 году, когда Пентагон получил долгожданный трофей — причем практически без собственных усилий.

Миллион долларов за «Крокодила»

Американское командование было готово на многое для получения новейшего советского вертолета. По инициативе редактора журнала «Солдаты удачи» Джима Пейта в ряде изданий появились провокационные материалы под заголовками: «Укради этот русский супервертолет и получи миллион баксов». В местах дислокации вертолетных частей стран Варшавского договора распространялись листовки с конкретным предложением: «Разыскивается: Советский ударный вертолет Ми-24Д, неповрежденный и в рабочем состоянии. Вознаграждение: $1 000 000».

Любой пилот из СССР, ГДР, Никарагуа или Кубы мог в одночасье стать миллионером — достаточно было угнать боевую машину и доставить её на американскую территорию.

Все началось с того, что на территории Советского Союза стали готовить афганских пилотов. После прохождения курса молодого бойца афганские летчики могли совершенно спокойно управлять боевыми вертолетами различных модификаций.

Но полученные знания нужно где-то применять. Поэтому после подготовки кадров власти СССР приняли решение о поставке в соседний Афганистан Ми-24. Примерно в это же время активизировался Пейт со своей идеей о вознаграждении. Миллион долларов для бедных афганских офицеров был приличной суммой, которую на службе в Демократической Республике Афганистан (ДРА) не заработаешь.

Деньги не пахнут?

Нашлись те, кто решился заработать таким образом. Ими оказались два пилота-афганца, выпускники советских летных училищ. Компанию им составили еще 5 военнослужащих. Все они были родом из провинции Пактия.

13 июля два вооруженных под завязку Ми-24Д ВС ДРА, оснащенные специальным электронным оборудованием для полетов в горах и экранно-выхлопными устройствами для снижения заметности, приземлились в соседнем Пакистане. Это стало первым случаем в истории, когда советские вертолеты без контроля со стороны руководства оказались на территории страны, не входящей в социалистический лагерь.

Тамара Левченко: как фронтовая медсестра чуть не увела Леонида Брежнева из семьи

Спустя сутки Кабульское официальное радио заявило, что вертолеты «сбились с курса» и приземлились в Пакистане «по ошибке». 15 июля афганское правительство потребовало незамедлительного возвращения вертолетов и экипажей. В МИД ДРА был незамедлительно вызван поверенный в делах Пакистана для предъявления ему официальной ноты правительства. Сделано это было лишь для «галочки». Практически сразу было ясно — вертолеты приземлились в Пакистане умышленно. Никакой ошибки быть не могло. Афганские пилоты и члены экипажа запросили политического убежища, которое им было вскоре предоставлено.

Аналитики англоязычного азиатского информационного журнала «Far Eastern Economic Review» обвинили в преступной халатности советских чиновников, которые были осведомлены о статистически предопределенной склонности афганцев к дезертирству. Цифры говорили сами за себя — к тому времени более двух третей всех афганцев-военнослужащих уже сбежало из армии, причем,  большинство с оружием.

Повторение пройденного

Инцидент с угоном двух вертолетов Ми-24 часто сравнивают с событиями, произошедшими 6 сентября 1976 года, когда советский летчик-перебежчик Виктор Беленко на перехватчике МиГ-25П прилетел в Японию и передал иностранным властям самолет со множеством секретной аппаратуры на борту. Американцам на тот момент неслыханно повезло. Они не только заполучили машину, в которой видели величайшую угрозу американскому господству в воздухе в любом конфликте, но и действующего пилота. Знания и опыт перебежчика они потом использовали по полной программе. В СССР же Беленко восхищались куда меньше. Его заочно приговорили к смертной казни за измену Родине, а своих «советских» жену и ребенка он больше не увидел.

В случае с перехватчиком МиГ-25П Советскому Союзу удалось отстоять самолет. Авиатехнику вернули обратно. Правда, до этого момента американцы его разобрали до винтика. С их подачи международные переговоры все затягивались. Выигранное время нужно было использовать, что и делали в США. Американские специалисты доставили МиГ-25 в контейнерах на свою авиабазу в сопровождении 14 бомбардировщиков.

Представители СССР посчитали, что государству был нанесен ущерб в 2 миллиарда рублей. Но ничего непоправимого, как заверял один из создателей МиГа-25, Лев Шенгелая, не произошло. Советская сторона приступила к срочной модернизации самолета. В это время американская пресса занималась высмеиванием истребителя. «Критика была в адрес того, что у нас слабо развита радиоэлектронная промышленность, что пользуемся старыми лампами, как будто каменный век. Но тогда они поняли, что наша аппаратура, в отличие от их, не выходит из строя», — вспоминает Шенгелая, которого включили в советскую группу, проводившую расследование инцидента в Японии.

За и против

Предательство Беленко принесло отчасти даже пользу — стимулировало советских ученых и разработчиков на создание более совершенных МиГ-25ПД, а рассекреченные МиГ-25П неплохо шли на экспорт в Ирак, Алжир, Сирию.

Ущерб, нанесенный угоном двух Ми-24 был гораздо серьезнее. Советский вертолет, да еще и с полным вооружением, американские специалисты получили возможность изучить детально и неспешно. В результате у американцев появилась информация об уязвимых сторонах летательного аппарата, которой они и поспешили воспользоваться, внеся соответствующие технические корректировки в свои собственные разработки.

«Чёрный список» Крупской: какие книги вдова Ленина приказала изъять из библиотек

Звук падения гроба: что произошло на похоронах Брежнева на самом деле

Эксгумация мощей Александра Невского: что поразил

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: