К-7: почему потерпел катастрофу советский самолёт-гигант
Эпоха 1930-х годов в советском авиастроении ознаменовалась стремлением к созданию гигантских летательных аппаратов. Среди самых амбициозных проектов этого периода выделяется многоцелевой самолет К-7 конструкции К.А. Калинина — машина, опередившая свое время, но оставшаяся нереализованной.
«Летающее крыло»
Советский авиаконструктор К.А. Калинин одним из первых в мире оценил перспективность схемы «летающее крыло». В своих дневниках конца 1920-х годов он отмечал: «При создании больших машин новые пути ведут в сторону использования крыла для размещения грузов. Это значит, что пути идут к летающему крылу, которое и есть идеальный самолет».
Преимущество такой компоновки заключалось в принципиально новом подходе: отсутствовал традиционный фюзеляж, а вся полезная нагрузка размещалась внутри крыла. Это позволяло снизить массу конструкции и значительно увеличить грузоподъемность.
В 1928 году схема была испытана в аэродинамической трубе и подтвердила свою жизнеспособность. Годом позже конструктор полностью оформил проект, который был одобрен руководством и КБ Калинина занялся воплощением идеи. В начале 1930-х работа по постройке самолета-гиганта с размахом крыльев более 50 м стартовала.
История и судьба разработки
Полная техническая документация и макет в натуральную величину были готовы к 1932 году, девять месяцев спустя построили первую экспериментальную модель. Уже в процессе работы выплыло немало сложностей, связанных с ограниченными возможностями советской промышленности, — самолет получался чересчур тяжелым, а двигатели (хоть на финальной стадии проекта их количество и довели до 7) — не столь мощными, как хотелось бы.
В остальном же машина получалась отличной, особенно ее военный вариант. Восемь пушек и столько же пулеметов не оставляли мертвых зон вокруг самолета — каждый сектор окружающего пространство простреливался как минимум из трех огневых точек. Бомбовая нагрузка составляла 6 т. Вместо нее самолет мог нести танк или другую бронетехнику, сбрасываемую на парашютах.
Как женщины на Руси «доделывали» своих детей?
Испытания показали, что машина обладает неплохими летными характеристиками. Вот что писал один из первых испытателей — летчик М. А. Снегирев: «Машина в воздухе хорошо слушалась рулей. Управлять ею было легко. Даже не верилось. Слегка потянешь штурвал — и машина сразу отвечает!». К сожалению, повторные полеты были менее успешными. Заходя на посадку, самолет рухнул, унеся жизни 15 членов экипажа.
Причиной аварии стало разрушение лонжеронов хвостовой балки, вызванное вибрацией, связанной с рыскливостью самолета. Последнее качество присуще всем машинам типа «летающее крыло». В ту пору бороться с этим не умели, да и материалов, способных противостоять вибрации, в распоряжении советских авиаконструкторов не было.
В 1935 году было принято решении об изменении концепции советского самолетостроения. Работы по К-7 свернули. Сам Калинин незаслуженно стал жертвой «большого террора» и в 1938-м был расстрелян.