«Самый ужасный китайский обряд»: почему русский дипломат не встал на колени перед портретом императора
В 1805 году император Александр I отправил в Китай грандиозное посольство во главе с графом Юрием Головкиным. Цель — укрепить связи с империей Цин. Однако миссия закончилась, едва успев начаться: русские дипломаты не доехали даже до Пекина, застряв в пограничной Урге. Причиной стал древний ритуал, о который споткнулась российская гордость.
«Три коленопреклонения и девять земных поклонов»
Ключом ко всему стал обряд «коутоу» (или «саньгуй цзюкоу») — церемония высшего смирения перед Сыном Неба. Чтобы выполнить его, требовалось трижды опуститься на колени и девять раз ударить лбом о пол.
Для китайцев это был не просто этикет, а акт глубокой философско-политической значимости. Совершая коутоу, иностранец символически признавал, что Китай — центр мироздания, а его правитель — владыка «Поднебесной». Отказ же расценивался как оскорбление императора и всей системы миропорядка.
Граф Головкин был предупрежден о ритуале заранее — ему даже прислали инструкторов. Однако когда китайские чиновники потребовали, чтобы он совершил коутоу перед… портретом императора (в знак благодарности за присланное угощение), русский посол взбунтовался.
Что стало с женой и детьми Василия Сталина
Он был готов преклонить колени, но только при личной встрече с богдыханом в Пекине, а не на заставе перед картиной. Головкин предложил компромисс — поклониться по-русски, стоя. Но для китайцев это было неприемлемо.
Как ответил Китай
В официальной хронике династии Цин появилась запись, что русский посол не был принят, поскольку «проигнорировал церемониал». Куда менее сдержанно писали о событии «пограничники» из Урги.
«Сколько мы, Ваши ничтожные слуги, не разъясняли им дело, всячески стараясь справедливо всё уладить, это скопище зловредных тварей совершенно не стало понимать приличий», — донесли монголы в Пекин.
По возвращении в Петербург граф Головкин разъяснил, что вёл себя в Китае достойно, но не надменно. Выслушав его историю, император Александр I полностью одобрил поведение потомственного дипломата.
Попадавшие в Китай европейцы по-разному относились к необходимости совершать коутоу. Некоторые наотрез отказывались это делать, после чего их попросту высылали из страны, что затрудняло налаживание контактов между Европой и Китаем.
Из русских в ситуации, аналогичной той, в которой оказался Головкин, побывал отправленный к маньчжурскому двору царём Алексеем Михайловичем дипломат Фёдор Байков. Он не имел инструкций относительно ритуала и побоялся, что челобитие может унизить его государя.
Через 15 лет после Головкина отказался пасть ниц перед императором британский посланник Уильям Амхерст, за что также был изгнан.
Другие путешественники и дипломаты не видели в коутоу ничего зазорного для себя. В их числе были и такие посланники русского царя, как Савва Владиславич-Рагузинский и Николай Спафарий. Не гнушались древним ритуалом послы Голландии и Португалии. Правда, если европейцы совершали обряд неумело или непочтительно, китайцы наказывали их розгами. Не обходилось и без курьёзов. Когда с одного из голландцев, касавшегося лбом пола, упал парик, это страшно рассмешило императора Цяньлуна.
Граждане России, Великобритании, США и Франции были избавлены от необходимости совершать коутоу после заключения в 1858 году Тяньцзинских трактатов. Другие иностранцы были признаны «совершенно равными» подданным богдыхана только в 1873 году.