«А.Л.Ж.И.Р.»: сколько детей родилось в лагере для жен врагов народа
В разгар Большого террора в казахстанской степи был создан особый лагерь, куда отправляли не просто «врагов народа», а их жён и детей. Акмолинский лагерь жён изменников Родины (АЛЖИР) стал символом особой жестокости сталинских репрессий, местом, где тысячи женщин были наказаны за «соучастие» в преступлениях, которых не совершали их мужья.
«Семейственность» как преступление
15 августа 1937 года нарком Николай Ежов подписал печально известный приказ, положивший начало системе лагерей для членов семей осуждённых «изменников Родины». Жён ждал АЛЖИР, а их детей старше 15 лет — колонии. При аресте у женщин отбирали всё: личные вещи, письма, драгоценности.
Ямантау: почему эта гора считается самой секретной в России
Уже в январе 1938 года в казахстанскую степь начали прибывать первые этапы. Основу контингента составляли жительницы Москвы, Ленинграда, Ростова и других крупных городов, для которых суровый климат с морозами до -40°C стал шоком. Их размещали в недостроенных бараках, часто без крыш, где приходилось спать на голых нарах.
Жены самого высокого ранга в АЛЖИРе
В лагерь отправляли как жен начальников заводов, так и семьи высшего руководства страны, попавшего под репрессии. В Акмолинск привезли Елизавету Тухачевскую – сестру командующего красной армией. Екатерина Калинина – жена главы СССР Михаила Калинина также была узницей в этом лагере.
Рожденные в Акмолинске
По официальной статистике с открытия и до 53 года в лагере родилось 1 507 детей. Выживших малышей держали в бараке при матерях до трех лет, а затем развозили по детдомам всей страны.
Дело Чикатило: какие ошибки допустили следователи, когда ловили маньяка
Несмотря на запрет ссылать в АЛЖИР беременных, это распоряжение постоянно нарушалось. Актриса Плисецкая в мемуарах писала, что в ее бараке долго время жила девушка с грудным ребенком, привозили и беременных.
Выживание в ледяном аду
Условия содержания были рассчитаны на уничтожение. На целый барак полагался один умывальник. Питьевую воду выдавали по строгой норме — ведро на человека в неделю. Единственным спасением от холода был камыш, который женщины собирали и использовали для обогрева и сушки одежды. За порчу казённого имущества, даже случайную, следовало строгое наказание — карцер.
К 1939 году лагерное начальство организовало на территории огороды, где узницы выращивали овощи и даже фрукты. Однако это не улучшило их положения. Контроль ужесточился: за подобранную на поле луковицу можно было получить трое суток карцера.
Закрытие Акмолинского лагеря
Перемены пришли после войны. В 1946 году освободили часть женщин из первых этапов. Правда часть находилась в лагере, просто формально переводилась на Акмолинское ткацкое предприятие.
Только после смерти Сталина лагерь решили закрыть. К концу года из АЛЖИРа вывезли последних узниц и лагерь окончательно опустел.