Ритуалы советского офицера, которые актуальны до сих пор
За парадным фасадом уставной службы в Советской Армии существовал свой, неофициальный кодекс чести. Жесткая партийная догма сосуществовала с живыми офицерскими традициями, многие из которых уходили корнями еще в дореволюционную эпоху.
Ритуал «обмывания»
Одной из главных и незыблемых традиций было «обмывание» — торжественный ритуал, сопровождавший любое значимое событие: получение нового звания, награды или назначения на должность.
Как это происходило: новенький орден или звездочки с погон опускались в полный стакан водки (или разведенного спирта). Виновник торжества должен был залпом выпить содержимое «до дна», после чего торжественно извлечь награду — часто зубами — и поцеловать ее.
Эта традиция имела глубокие корни. Известно, что легендарный летчик Валерий Чкалов, получив свое первое назначение в эскадрилью, всю первую зарплату — 143 рубля — потратил на угощение сослуживцев. На фуражку у него осталось лишь 3.5 рубля.
Тамара Левченко: как фронтовая медсестра чуть не увела Леонида Брежнева из семьи
На фронтах Великой Отечественной ритуал упростился, но не исчез. Звезды обмывали в кружках, а тост произносился в честь старшего по званию. Если мероприятие признавалось «незачетным», его могли повторить на следующий день — до тех пор, пока «проставляющийся» и его товарищи не оставались довольны.
Двойная жизнь офицера
Параллельно с этим существовал строгий мир уставных правил. Обязательное отдание чести любому встречному военнослужащему считалось важнейшим элементом воспитания. Однако на практике, в частях, где офицеры служили вместе годами, этот формализм часто отбрасывался — ограничивались простым кивком или дружеским приветствием.
В СССР особую роль в воспитании граждан играло общественное порицание. Товарищеские суды чести, созданные в войсках РККА в 1939 году, как институт в той или иной степени сохранились до развала Советского Союза. Ритуал публичного предания обструкции провинившегося офицера (совершившего аморальный поступок, а не преступление, за которое грозил трибунал), был соответствующим образом оформлен – в каждой части формировались подобные суды, где заседали несколько человек, избираемых на двухгодичный срок тайным голосованием.
Решением суда чести запятнавший свой офицерский мундир военнослужащий мог быть понижен в звании или даже уволен из рядов Вооруженных сил. Вышестоящее командование могло отменить это решение при рассмотрении соответствующего ходатайства от «приговоренного», поданного в трехдневный срок.