Марш-бросок на Приштину: чем российский батальон ВДВ поразил военных НАТО
Операция по захвату аэропорта «Слатина» в июне 1999 года вошла в историю как одна из самых дерзких и эффектных акций российских миротворцев на Балканах. Этот манёвр не только изменил расстановку сил в Косово, но и продемонстрировал готовность России отстаивать свои геополитические интересы.
Смертельная «Союзная сила»
В марте 1999 года НАТО начала операцию «Союзная сила» против Югославии. После трёх месяцев бомбардировок, приведших, по данным МИД России, к гибели около 2 тысяч мирных жителей, Белград согласился вывести войска из Косово. Край переходил под контроль международных сил KFOR под руководством НАТО.
Как отмечает доктор исторических наук Владимир Батюк, у России были серьёзные опасения относительно расширения влияния Альянса на Балканах. Полученная разведкой информация о планах США создать в Косово военную базу ускорила принятие решения о превентивной операции.
Не допустить расширения Альянса
Ключевым объектом стал аэропорт «Слатина» под Приштиной — единственный в крае с взлётно-посадочной полосой, способной принимать любые самолёты, включая тяжёлую военно-транспортную авиацию. Контроль над ним означал реальное влияние на ситуацию в регионе.
«Ева согрешила раньше, чем Адам»: кто на самом деле был его отцом Каина
По воспоминаниям генерал-полковника Леонида Ивашова, российское командование знало дату планируемого ввода сил НАТО в район аэропорта — 12 июня. Это позволило рассчитать время для опережающего манёвра. Рассчитали, какое время необходимо батальону ВДВ для того, чтобы сыграть на опережение и прибыть на территорию «Слатины» раньше.
Аэропорт «Слатина» оказался единственным объектом края с взлетно-посадочной полосой, способной принять любые самолеты, включая военно-транспортную авиацию.
Под руководством майора Юнус-Бека Евкурова в «Слатину» поначалу прибыли 18 военнослужащих ГРУ, взявших объект под наблюдение – в их задачу входил контроль обстановки и подготовка прибытия батальона ВДВ. Свыше 200 солдат и офицеров ВДВ, до последнего не знавших о цели операции и конечном пункте выдвижения, в ночь на 12 июня на бронетранспортерах, «Уралах» и «УАЗах» (в колонне было 50 единиц автотранспорта и бронетехники) выступили в Югославию (подразделение ВДВ находилось на территории Боснии и Герцеговины). За несколько часов российские десантники прошли свыше 600 км и в 7 утра аэропорт «Слатина» был взят ими под контроль – с занятием круговой обороны и оборудованием блокпостов.
Жесткое противостояние
Спустя 4 часа после занятия «Слатины» российскими десантниками к аэропорту прибыла британская военная техника – танки и автомобили (как утверждал Леонид Иванов, натовцы до последнего момента ничего не знали об операции русских, тогда как прямую трансляцию входа российских войск в Приштину вела телекомпания CNN). Техника батальона БДВ блокировала взлетную полосу, не позволяя приземлиться на нее барражировавшим в небе вертолетам НАТО.
Как позже вспоминал командующий британскими миротворцами генерал Майкл Джексон, он получил приказ на «подавление» батальона ВДВ и силовой захват «Слатины» от командующего силами Североатлантического Альянса Уэсли Кларка, но не выполнил его, заявив, что не намерен из-за американцев начинать Третью мировую войну.
… Несколько дней батальон без помощи извне держал оборону «Слатины» в кольце натовских войск. В это время официальные представители России и Организации Североатлантического договора вели переговоры, итогом которых стала уступка со стороны Альянса: в Косово были введены российские миротворцы, пробывшие там до 2003 года.
Для награды десантников, задействованных в данной операции, специально учредили медаль «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния — Косово».