Секреты колымских зэков: как выживали в советских лагерях
Колыма в истории ГУЛАГа занимает особое, мрачное место. Исследователи единодушны: эти лагеря были самыми бесчеловечными. Вечная мерзлота, работа на золотых приисках и лесоповале за скудную пайку, произвол охраны — выжить здесь было чудом. Но некоторым это удавалось. Ценой невероятной изобретательности, силы воли и отказа от морали.
«Остров» архипелага ГУЛАГ
Писатель Виталий Шенталинский в своей книге «Рабы свободы» сравнивал учреждения ГУЛАГа на Колыме с фашистскими лагерями смерти. Этот регион, равный по площади нескольким Франциям, на два десятилетия стал «невольничьим берегом». Через него прошли миллионы, многие из которых остались там навечно.
Смертность на Колыме была самой высокой в системе. Заключенные гибли уже в пути, который длился 8-9 суток в забитых трюмах, как когда-то африканские рабы. Британский историк Роберт Конквест в работе «Большой террор» приводит шокирующие цифры: только с 1937 по 1941 годы в колымских лагерях погибло не менее миллиона человек. Среди шахтеров ежегодная смертность достигала 30%. Работа на лесоповале при -50°C и скудный паек, обрекавший на цингу, делали срок в два года практически пожизненным.
«Гнать туфту»
Выполнить суточную норму было физически невозможно, а полноценный паек полагался лишь ударникам труда. Это породило главную лагерную хитрость — «гнать туфту», то есть систематически обманывать начальство, приписывая себе несуществующие объемы работы.
Как пишет американская исследовательница Энн Эпплбаум в книге «ГУЛАГ. Паутина Большого террора», уклонение от работы было ключевым шансом на спасение. Заключенные мастерски имитировали деятельность: выдавали старые пни за свежесрубленные деревья, а в карьерах лишь символически стучали инструментами. Бригадиры, часто за взятку нормировщику, вписывали в отчеты липовые проценты. Добрый бригадир, умевший договориться о снижении нормы, был для многих ангелом-хранителем.
Стать стукачом или «придурком»
Человек, оказавшийся на пороге выживания, часто готов совершить любое преступление, лишь бы не погибнуть от непосильного труда, голода и мороза. И некоторые заключенные осознанно становились стукачами, начинали активно сотрудничать с лагерным начальством в обмен на послабления режима, дополнительный паек или другие преференции.
И хотя точное количество, а тем более списки таких стукачей, выяснить невозможно, известно, что лагерные чекисты из оперчастей активно вербовали «сознательных» заключенных. Таких людей часто называли ставшими на путь исправления.
Очень часто стукачи получали административно-хозяйственные должности, позволявшие им не работать с другими заключенными в шахте, на руднике или лесоповале. Всех зэков, относившихся к этому привилегированному сословию, на лагерном жаргоне называли «придурками». Они могли получить непыльную работу на складе или при кухне. Парикмахеры, портные, секретари-машинистки, бухгалтеры, технологи, фельдшеры, столяры и слесари – все входили в число «придурков». Условия их труда были гораздо комфортнее, чем у простых заключенных.
Покалечить самого себя
Еще один способ выжить на Колыме – очень болезненный. Речь идет о членовредительстве. Дело в том, что заключенный в тюремной больнице получал дополнительные продукты, например, свежий лук – для избавления от цинги. Да и ради возможности лежать в тепле на белых простынях люди готовы были сознательно калечить себя и заражаться инфекционными заболеваниями.
Некоторые отрубали себе топором на морозе пальцы рук, чтобы стать непригодными для работы. К тому же, эти люди надеялись на амнистию для инвалидов. Правда, в наказание за членовредительство можно было получить новый срок.
Зачем Сталин включил Донбасс в Украину
«Случалось, человек отрубал себе ступню или кисть руки, выжигал глаза кислотой. Некоторые, идя в мороз на работу, обматывали ступню мокрой тряпкой. Возвращались с обморожением третьей степени. Так же поступали с пальцами рук», – говорится в книге Энн Эпплбаум со ссылкой на воспоминания бывших заключенных.
Были и такие врачи, что помогали заключенным вызывать у себя симптомы различных болезней, даже сознательно заносили инфекцию в раны. Другие же медработники, напротив, всеми средствами изобличали симулянтов. Например, опытные психиатры легко распознавали тех, кто пытался прикинуться сумасшедшим.
Блеснуть талантом
Художественная самодеятельность тоже могла помочь заключенному получить некоторые послабления режима и дополнительные преференции. Правда, при наличии таланта. Из всех способов добиться лояльного отношения охранников и администрации лагеря этот не вызывал осуждения среди других заключенных, ведь и они с интересом смотрели лагерные постановки, слушали выступления музыкантов и певцов.
В сборнике документов «ГУЛАГ (Главное управление лагерей) 1917-1960», который составили А.И. Кокурин и Н.В. Петров (научный редактор В.Н. Шостаковский), содержится Приказ НКВД СССР No 0161 с объявлением «Положения об отделении культурно-воспитательной работы ГУЛАГа НКВД» и «Положения о культурно-воспитательной работе в Исправительно-трудовых Лагерях и Колониях НКВД» от 20 апреля 1940 года. Этот документ подписали начальник Политотдела ГУЛАГ НКВД Горбачев и начальник КВО ГУЛАГ НКВД Кузьмин.
Нинель Кулагина: какие эксперименты ставили советские ученые на «девушке-телекинетике»
Приказ обязал лагерное начальство создавать в подведомственных учреждениях отделения культурно-воспитательной работы (КВО) и культурно-воспитательные части (КВЧ). В число сотрудников таких организаций было запрещено включать «врагов народа» и рецидивистов. Разумеется, репертуар лагерных театров, оркестров, хоров и солистов обязательно должен был согласовываться с компетентными органами.
«Культвоспитработники из заключенных снабжаются вешдовольствием и питанием по нормам производственного техперсонала по смете общих адм. хоз. расходов. При перевыполнении плана бригадой, отрядом, колонной культвоспитработник из заключенных получает премиально-поощрительную оплату труда наравне с производств., техперсоналом», – говорится в приказе.
Не только артисты могли получить какие-то преференции благодаря своему таланту, многие мастера и мастерицы, народные умельцы, создавали вещицы удивительной красоты для жен сотрудников лагерной администрации, например. Это могли быть резные шкатулочки, ажурные кружева, вышивка или статуэтки.
Ценился среди заключенных и талант рассказчика. Лагерные интеллигенты могли получить у «блатных» уголовников какие-то продукты, табак или полезные вещи, пересказывая сюжеты популярных литературных произведений или читая в бараке стихи с выражением.
Найти земляков или друзей
Сложно выживать в одиночку, тем более на Колыме. Многие заключенные после приезда в лагерь начинали активно искать земляков, помогали друг другу. Такие неофициальные товарищеские объединения создавали поляки, украинцы, литовцы, представители других народов. Они делились продуктами из посылок, отправленных родственниками, предупреждали земляков о грозящей опасности.
Многие зэки, отбывавшие наказание на Колыме, именно там осознали важность дружбы и доброжелательных отношений с людьми. Порой, личная симпатия тоже могла быть причиной для получения «хлебного» места или непыльной работы. А устроившийся «придурком» заключенный, как правило, хлопотал перед начальством и охранниками за своего земляка, приятеля.