Главные нестыковки фильма «Семнадцать мгновений весны»
«Семнадцать мгновений весны» — это не просто сериал, а культурный код для целой эпохи. Цитаты из него ушли в народ, а образ Штирлица стал хрестоматийным. Но помимо блестящей актерской игры и тонкого сценария Юлиана Семенова, зритель подсознательно чувствовал и другую причину успеха — несвойственную для советского кино некарикатурность немецких персонажей. Они были убедительны, а значит, и опасность, нависшая над миром, выглядела реальной.
Однако даже в этом, выверенном до мелочей шедевре, нашлось место для исторических курьезов и «машины времени». Давайте заглянем за кулисы «Семнадцати мгновений» и посмотрим, какие тайны скрывают знакомые всем кадры.
Самый массовый киноляп
Пожалуй, самый масштабный анахронизм — это бесконечные сигареты в кабинетах гестапо. Создатели фильма, сами того не зная, перенесли в 1945 год привычки 1970-х. Нацистская Германия была пионером в борьбе с курением.
С 1939 года НСДАП запретила курение во всех своих учреждениях. Гиммлер личным приказом запретил офицерам СС и полиции курить на службе, а с 1938 года под запрет попали даже офицеры Люфтваффе — им нельзя было курить не только на службе, но и дома (хотя сам Герман Геринг, заядлый курильщик, этот запрет демонстративно игнорировал).
Борьба с табаком была частью расовой политики. Нацисты утверждали, что вредная привычка навязана «низшими расами» и вредит здоровью «истинных арийцев». Программу курировало Управление по расовой политике НСДАП.
Так что сцены, где Мюллер и Штирлиц томно затягиваются в служебных кабинетах, — чистейшей воды художественное допущение.
Женщины в СС
Что касается симпатичной эсэсовки Барбары Крайн, то она никак не могла иметь звание унтершарфюрер СС. Ведь СС была организацией «идеальных в расовом отношении мужчин», так что представительницы женского пола там не могли оказаться по определению. В реальной ситуации Барбара Крайн бы просто именовалась кригсхельфериннен СС (SS — Kriegshelferinnen), то есть сотрудница женского вспомогательного подразделения СС. Форму, впрочем, она бы носила похожую на форму эсэсовцев, лишь чуть попроще, и с той поправкой, что форма у нее была бы светло-серая. О том, что в СС не носили с 1934 года черную форму уже писали многократно.
В характеристиках на руководителей Третьего Рейха говорится, что никто из них не имел высшего образования, но это не так. Геббельс не просто имел высшее образование, но и был доктором философии Гейдельбергского университета, защитил диссертацию о драматургии. Гиммлер имел экономическое образование, полученное в политехническом институте Мюнхена. Геринг же был лучшим выпускником Военной академии в Карлсруэ.
Машина времени
Кстати, когда Штирлиц обдумывает информацию про Гебельса, Бормана, Геринга и Гиммлера, он рисует их портреты, точнее шаржи. Нетрудно заметить, что рисунок делается фломастером. Фломастер действительно был изобретён в Германии, но только в 1960 году.
Ещё одним «приветом из будущего» является прослушивание Штирлицем (когда он везет пастора Шлагга к швейцарской границе) песен Эдит Пиаф «Милорд» и «Я ни о чём не жалею». Первая песня написана в 1959 году, вторая — в 1957. В аквариуме Мюллера плавают мраморные гурами, которых американский селекционер Косби начал выводить только в 1948 году, а как новая порода они были зарегистрированы в 1956 году.
А вот когда в последней серии Штирлиц, отправляя из Берна телеграммы, называет городом назначения Константинополь, то шансов, что они попадут по адресу, а тем более в Центр, нет никаких. Поскольку Константинополь еще в 1930 году был официально переименован в Стамбул.С географией есть и другие неточности.
«Купальники запрещены»: чем немецкие бани шокируют русских
Регулярные встречи Мюллера с Шелленбергом и Штирлицем, и прочих сотрудников гестапо и СД в коридорах выглядят, по меньшей мере, странными. Здание гестапо располагалось на Принц-Альбрехтштрассе, а Шелленберг и Штирлиц сидели на Беркаерштрассе. Это совсем не рядом, это не один час добираться. Хотя тогда пробок и не было в Берлине, но ездили то в те времена на совсем другой скорости
А что касается Кэт, то сотрудник гестапо, пришедший к ней больницу под видом страхового агента, должен был раскусить её сразу же. На вопрос, где была заключена страховка, Кэт отвечает: «На углу Курфюрстендамм и Кантштрассе». Однако любой житель Берлина знает, что эти улицы хоть и находятся рядом, но точно не пересекаются.
Точно так же Кэт и Штирлица легко бы разоблачили на границе, будь пограничники чуть повнимательнее. Немцы же носят обручальные кольца на левой руке, а не на правой. Впрочем, если исходить из этого, то советским шпионами оказываются все сотрудники СД и гестапо, так как кольца они все носят «по-советски», то есть на правой руке.
Ещё одна неувязка по времени есть в самом начале фильма, где Кальтенбруннер распекает Крюгера за провал операции по уничтожению Кракова. Интересно, что играющий Крюгера Евгений Кузнецов снимался в роли Крюгера же в фильме «Майор Вихрь», где как раз и рассказывается про операцию в Кракове. Однако в биографии Фридриха Крюгера легко прочитать, что он, в звании обергруппенфюрера СС возглавлял полицию и СС в генерал-губернаторстве (то есть в Польше) с 4 октября 1939. А с 9 ноября 1943 Крюгер был отправлен в действующую армию, командовал горнострелковой дивизией СС «Норд», а затем корпусом в Финляндии, воевал с югославскими партизанами. В Польше он более не появлялся.
Некоторые знатоки истории Германии тех времен нашли и ещё одну нестыковку. Дело в том, что у Мюллера и Штирлица на правом рукаве мундира есть специальная нашивка, так называемый «угол». Это отличительный знак тех членов НСДАП, кто вступил в партию до ее прихода к власти в 1933 году. Штирлиц, как член партии с 1933 года, имел право на такую нашивку. Мюллер же (не тот, который Броневой) в те времена активно с нацистами боролся и вступил в партию в 1939 году. Но на самом деле был специальный приказ рейхсфюрера СС в котором Мюллеру было разрешено в качестве особого отличия носить «угол».