Какие привычки немцев-выходцев из СССР шокируют других жителей Германии
После распада Советского Союза Германия приняла масштабную волну репатриации — более 2 миллионов этнических немцев переехали на историческую родину. Однако, как показывают данные и свидетельства, этот процесс оказался одним из самых сложных в новейшей немецкой истории. Вместо быстрой ассимиляции возник уникальный культурный феномен — сообщество, застрявшее между двумя мирами.
Привезли свои привычки
Согласно статистике МВД Германии, за последние 25 лет страна приняла свыше 2 миллионов переселенцев из СССР и стран СНГ. Обратная сторона этого исхода — сокращение численности этнических немцев на постсоветском пространстве в четыре раза: если в начале 90-х их было около 2 миллионов, то сегодня — не более 500 тысяч. Одной из главных проблем стала глубокая культурная пропасть. Как вспоминал пастор Виктор Лихтенберг, сам переехавший из Казахстана, переселенцы привезли с собой советский уклад жизни. Шумные застолья с обильным алкоголем, громкая музыка допоздна — всё это вступало в противоречие с традиционным немецким Ordnung (порядком), где тишина после установленного времени строго соблюдается.
По словам Лихтенберга, соседи часто оказывались перед непростым выбором: либо присоединиться к шумной компании, либо, попытавшись сделать замечание, получить жёсткий отпор и ретироваться.
Процесс социализации переселенцев проходил сложно. Несмотря на существование специальной государственной программы для адаптации приезжих немцев в ФРГ, многие из них так и не смогли как следует выучить язык, найти хорошую работу по специальности.
Такие же, как остальные
Главным разочарованием для коренных немцев, по мнению германского журналиста Кнута Крона, стало то, что переселенцы из СССР хотя и являлись этническими немцами, по менталитету не отличались от остальных эмигрантов из Советского Союза. Ожидалось, что они быстро ассимилируются, станут «своими», но этого не случилось.
Переселенцам-немцам был чужд западный уклад жизни, они не стремились учить язык новой родины. Более того, по аналогии с нью-йоркским Брайтоном в городах Германии стали появляться свои районы, населенные преимущественно переехавшими из СССР немцами, где были свои кафе, рестораны и другие заведения с советскими названиями, переселенцы нарочито демонстрировали свою идентичность в пику немецкому порядку. Коренных немцев удивляло, почему переселенцы, прибывшие на свою историческую родину, упорно не желают ассимилироваться.
Тамара Левченко: как фронтовая медсестра чуть не увела Леонида Брежнева из семьи
По мнению Александра Кюна, приехавшего в ФРГ из Казахстана, в этом нет смысла: в Германии есть русскоязычные газеты, Интернет, своя сфера обслуживания, учреждения медицины, торговли, туристической индустрии – учить немецкий по этой причине многие переселенцы просто не хотят. Кроме того, деловая элита из «русских немцев» не заинтересована в подобной социализации – это вызвано прежде всего коммерческими интересами.
Криминализация приезжих
Фрустрация переселенцев-немцев, связанная с отсутствием работы, незнанием языка, по мнению Кнута Крона, способствовала криминализации значительной части переселенцев. Среди них появилось много карманников, действовавших, к примеру, в местах массового расселения русскоязычной диаспоры в Штутгарте, переселенцы продавали наркотики. Пастор Лихтенберг рассказывал, как «русские немцы» боролись с местными неонацистами и сатанистами – собирались в банды и колотили каждого, кто был одет в черное.
По официальной статистике уровень преступности среди немцев-переселенцев в два раза выше, чем среди коренного населения – это объясняется тем, что приехавшие из СССР зачастую категорически не хотят подчиняться законам Германии из-за конфликта поведенческих стереотипов. Коренные немцы нередко приезжих откровенно побаиваются и стараются держаться от них подальше.