Игорь Сикорский: почему гениальный русский авиаконструктор сбежал в США
Имя Игоря Сикорского навсегда вписано в историю авиации золотыми буквами. В 24 года он представил царю Николаю II первый в мире многомоторный самолёт «Русский Витязь», открыв эру тяжелой авиации. А спустя годы, уже в эмиграции, он совершил вторую революцию — стал пионером вертолётостроения. Его жизнь — это история гения, который не сломался перед обстоятельствами.
Первый геликоптер
Игорь Сикорский родился в 1889 году в Киеве в интеллигентной семье. Его отец, Иван Алексеевич, был известным профессором психиатрии. Мать, сама врач, привила сыну любовь к искусству и рассказала о летательных аппаратах Леонардо да Винчи.
Решающую роль в судьбе будущего конструктора сыграл роман Жюля Верна «Робур-завоеватель». Именно воздушный корабль оттуда стал прообразом его будущих творений. В 12 лет Сикорский сделал свою первую рабочую модель — вертолёт с резиновым моторчиком.
Его путь в авиацию был непрямым. Отучившись в Морском кадетском корпусе, он осознал свое призвание и поступил в Киевский политехнический институт. Но теория его не удовлетворяла — он жаждал практики. Сикорский бросает учебу и едет в Париж, тогдашнюю «столицу авиации», где покупает свой первый двигатель.
Вернувшись в Киев, он дважды пытается построить рабочий вертолёт, но терпит неудачу. Это заставляет его на время переключиться на самолёты, но мечту о винтокрылой машине он не оставляет.
«Русский Витязь» и мировая слава
Эпоха зарождения авиации была временем смелых до безумия людей. Сикорский лично испытал несколько аварий, чудом оставшись в живых. Но уже в 1911 году, в 22 года, он стал знаменитостью: его биплан С-5 побил четыре всероссийских рекорда.
Главный прорыв ждал его впереди. В 1913 году Сикорский создает невиданное — четырёхмоторный самолёт «Русский Витязь». Мировая пресса отказывается верить в существование такой машины, но факты налицо: это был первый в мире тяжелый бомбардировщик и пассажирский лайнер. Николай II, лично осмотревший самолёт, наградил 24-летнего гения золотыми часами.
«Ева согрешила раньше, чем Адам»: кто на самом деле был его отцом Каина
К 1917 году Сикорский — мировая знаменитость, кавалер ордена Св. Владимира и автор двух десятков летательных аппаратов. Но грянувшая революция перечеркивает всё.
Революция
Революцию Сикорский не принял. После успешных испытаний «Русского витязя» 24-летний инженер становится мировой знаменитостью и национальным героем. До 1917 года Сикорский сконструировал более двух десятков летательных машин, два вертолета, трое аэросаней и один авиадвигатель. В 25 лет Сикорский стал кавалером ордена Св.Владимира IV степени. Революционные волнения остановили заводы, повсюду были стачки и забастовки, самолёты Сикорского тоже «не сходили со стапелей». Плюс ко всему, он, знаменитый авиаконструктор, был известен своей преданностью двору. Оставаться в России было небезопасно и Сикорский эмигрирует, сначала во Францию, затем – в США.
Self-made
Судьба Сикорского – это история self-made-человека. В Америке Сикорский, поработав некоторое время школьным учителем, собрал команду единомышленников из среды эмигрантов и в итоге создал собственную компанию, которая существует и поныне. Помощь «русской фирме» оказали многие наши эмигранты. Рахманинов одно время даже значился вице-президентом корпорации. Компания Сикорского стала настоящей Меккой для белой эмиграции. Достаточно сказать, что простым рабочим здесь был адмирал Б. А. Блохин. Известный историограф белого движения, казачий генерал С. В. Денисов готовил свои исторические исследования, работая в «Сикорский Корпорейшн» ночным сторожем. В Америке Сикорский получил возможность не только много и плодотворно работать, разрабатывая самолёты-амфибии и другие машины, но и вернуться к мечте своего детства – созданию вертолётов. Стоит ли говорить, что у Сикорского получилось это, он стал создателем первых вертолётов, некоторые модели того времени до сих пор находятся в эксплуатации.
Заслуги и призы
Сикорский был человеком сильной воли и неутомимого трудолюбия. Он активно способствовал развитию Русской Православной церкви в США и даже написал ряд книг и брошюр (в частности, «Невидимая встреча», «Эволюция души» и «В поисках Высших Реальностей»), относимых специалистами к числу наиболее оригинальных произведений русской зарубежной богословской мысли. За свою жизнь Сикорский получил свыше 80 различных почетных наград, призов и дипломов, в память о великом изобретателе в 1980 году был учреждён «приз Сикорского» за создание мускулолёта вертолётного типа. 13 июня 2013 года приз достался команде студентов и выпускников Торонтского университета.