Серафима Ситник: как немцы завербовали начальника связи истребительной авиадивизии
В истории Великой Отечественной войны есть немало темных и трагичных страниц. Одна из них — судьба Серафимы Ситник, начальника связи 205-й истребительной авиадивизии, майора, которая после пленения перешла на сторону врага.
Боевой офицер и роковой вылет
До осени 1943 года карьера Серафимы Ситник была образцовой. Перейдя в авиацию из сухопутных войск вслед за мужем-летчиком Юрием Немцевичем, она дослужилась до звания майора и ответственной должности начальника связи целой дивизии. Коллеги запомнили ее как женщину с грубоватым голосом и решительными, почти мужскими манерами.
Роковой поворот в ее судьбе произошел 29 октября 1943 года. Самолет У-2, на борту которого находилась Ситник, был сбит немецкой зенитной артиллерией над оккупированной территорией. Раненая, она сумела выпрыгнуть с парашютом, но при приземлении была немедленно захвачена в плен.
Плен
Вопреки ожиданиям, обращение с пленным советским офицером было на удивление мягким. Немцы доставили ее в лазарет и оказали медицинскую помощь. Изначально Ситник не собиралась идти на сотрудничество. На первом же допросе она смело бросила обвинение захватчикам, заявив, что те — бандиты, убившие ее мать и трехлетнего сына.
Что стало с женой и детьми Василия Сталина
Гитлеровцы, воспользовавшись моментом, приняли выспрашивать у Ситник адрес, по которому прежде проживали упомянутые члены ее семьи. Оказалось, что родственники женщины раньше жили неподалеку, в Кировограде. Туда в срочном порядке был отправлен самолет «Юнкерс».
Вскоре к Ситник доставили мать и маленького сына: и та, и другой оказались невредимы. Эта встреча стала переломной в судьбе Серафимы Захаровны: она согласилась сражаться на стороне нацистов и была зачислена в авиационную группу. Однако по состоянию здоровья Ситник пробыла там недолго: сказалось ранение. Тем не менее, ряды так называемой Русской освободительной армии под командованием Власова Серафима не покинула: перешла в отдел пропаганды.
Дальнейшая судьба
А в это время Юрий Немцевич не находил себе места. Так, очевидцы тех событий, слова которых приведены в издании «Жизнь – вечный взлет», Тамары Кожевниковой и Марины Попович, вспоминали, что полковник не стеснялся плакать на людях: он был уверен в том, что его жена погибла. Даже на фюзеляже своего самолета летчик написал: «За Симу Ситник». Однако через некоторое время после исчезновения Ситник ее голос раздался из репродуктора, установленного в землянке. Серафима Захаровна призывала своих бывших сослуживцев перестать воевать за Советский Союз и перейти на сторону противника.
Трудно сказать, что почувствовал в этот момент Юрий Немцевич, но достоверно известно, что предательство супруги на его карьере никак не отразилось. Впоследствии он даже получил генеральское звание. А вот дальнейшая судьба Серафимы Ситник, ее сына и матери до сих пор неясна. Впрочем, по сведениям Кирилла Александрова, автора книги «Против Сталина», немцы каким-то образом спровоцировали Серафиму Захаровну, а после попросту расстреляли.