«Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы»: кого на самом деле построили шеренгой в «Операции «Ы»»
Кадр из «Операции «Ы»», где зеки строятся перед надзирателем, кажется безобидной комедийной сценкой. Но для современников это была точная социологическая зарисовка. За каждым персонажем в этой шеренге стоял реальный социальный тип, с которым вела борьбу советская система. Гайдай гениально собрал в одной сцене всю «парадную шеренгу» советских маргиналов.
Социальные типажи эпохи
Стиляга
Его видно сразу — узкие брюки-дудочки, вызывающий пиджак. В 1960-е это был враг государства №1 среди молодежи. Карикатуристы изображали стиляг попугаями, а их любимый рок-н-ролл называли «обезьяньими кривляниями». Борьба с «чуждым влиянием» Запада часто велась именно через преследование модников.
Интеллигент
Худощавый очкарик в шляпе — классический образ «вшивого интеллигента», который противопоставлялся «простому труженику». С момента революции образованные люди вызывали подозрение у власти. Как писала исследователь Алла Веремчук, сама их независимость мышления разрушала идеологическую монополию.
Нинель Кулагина: какие эксперименты ставили советские ученые на «девушке-телекинетике»
Спекулянт
Упитанный мужчина с ухоженными руками и хорошей одеждой — будущий «бизнесмен» по-советски. Частное предпринимательство было запрещено, поэтому любой, кто пытался зарабатывать сам, объявлялся «тунеядцем» и «барыгой».
Шпион
Долговязый тип с хитрой физиономией — классический образ «врага народа» и «прихвостня Запада» из советской пропаганды. В массовом сознании он ассоциировался с подхалимством, доносительством и вредительством.
Что их объединяло?
Формальным поводом для ареста всех этих людей служила печально известная статья 209 УК РСФСР о «тунеядстве», появившаяся в 1961 году. Как отмечает исследовательница Татьяна Ластовка, под эту статью попадали самые разные категории: от диссидентов и фарцовщиков до проституток и гадалок.
Государство под видом борьбы с тунеядством решало целый комплекс проблем — от скрытой безработицы до политического инакомыслия. Достаточно было не соответствовать образу «советского человека» — и можно было получить те самые 15 суток.
Гайдай — не просто комедиограф?
Некоторые исследователи видят в этой сцене скрытый подтекст. Кандидат наук Святослав Демьяненко считает, что Гайдай через комедию исподволь внушал зрителям идеи, которые позже привели к перестройке. Собирая в одной шеренге карикатурные образы советской пропаганды, режиссер как бы говорил: посмотрите, кого на самом деле сажают — тех, кто просто выделяется из общей массы.
Так знаменитая комедия становится не просто сборником анекдотов, а ценным историческим документом. Гайдай оказался провидцем: многие из этих «отверженных» — интеллигенты, предприниматели, творческие люди — стали движущей силой изменений 1980-х. А их гонители канули в Лету вместе с системой, которая их породила.
Тот, кого вчера вели под конвоем на 15 суток, завтра оказывался двигателем прогресса — в этом и заключался главный парадокс советской эпохи, который Гайдай угадал одним из первых.