Побег советских зэков на Ту-134 в Пакистан: почему сбежавшие уголовники умоляли вернуть их назад
В августе 1990 года группа советских заключенных совершила один из самых дерзких побегов в истории — угнала пассажирский Ту-134. Их целью был «свободный мир». Но то, что ждало их в Пакистане, оказалось куда страшнее советских лагерей.
Обрез и «взрывчатка» из мыла
19 августа 1990 года рейс Нерюнгри–Якутск казался обычным. На борту кроме 36 пассажиров находились 15 арестантов — убийцы, рэкетиры, рецидивисты. Их охраняли всего трое конвоиров, причем у 12 заключенных руки были свободны.
Через несколько минут после взлета бывший спортсмен-рэкетир Исаков достал обрез (полученный от подкупленного охранника) и направил его на женщину с ребенком. Его сообщник Евдокимов продемонстрировал «бомбу» с торчащими проводами. Позже выяснилось: это был брусок мыла, похожий на взрывчатку. Конвоиры, не рискуя жизнями заложников, сдали оружие.
Свобода в обмен на требования
Угонщики приказали лететь обратно в Нерюнгри, где выдвинули ультиматум: освободят женщин и детей в обмен на: дозаправку самолета, втоматы, пистолеты, бронежилеты и освобождение двух подельников из тюрьмы.
Тамара Левченко: как фронтовая медсестра чуть не увела Леонида Брежнева из семьи
Власти пошли на условия. Самолет покинули и четверо арестантов, отказавшихся присоединится к террористам. Воздушные пираты направились в Красноярск, где самолет дозаправили, после чего террористы полетели в Ташкент.
Летим в Пакистан
Утром 20 августа борт вылетел в Пакистан и причины, побудившие их выбрать эту страну, до сих пор неясны. Один из угонщиков Боблов, осужденный за убийство собутыльника, говорил, что молодые парни из числа угонщиков собирались предложить себя пакистанцам как наемников в войне с Индией. Ясно одно, террористы не ориентировались в реальной обстановке и не знали, что в Пакистане за воздушное пиратство им грозит смерть.
Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало
В аэропорту Карачи террористов, утверждающих, что они сбежали от бесчеловечного советского строя, встретили радостно и с объятьями. Их отделили от заложников и вежливо попросили сдать оружие. Арестантов завели в здание полицейской школы, где на беглецов-арестантов надели наручники. Самолет с заложниками передали СССР уже на следующий день.
Террористы в аду
Сначала всех угонщиков приговорили к смертной казне, но после суд понизил сроки до 25-20 лет заключения. В пакистанской тюрьме на заключенных всегда кандалы в виде двух колец на щиколотках, от которых отходят металлические пруты. Там, где они сходятся, находится кольцо, которое при ходьбе и сиденье следует держать руками впереди себя. Жара в перенаселенных камерах доходила до 60 градусов, не хватало еды и воды. Из-за незнания языка, умирая от жажды русские, привлекали к себе внимание, стуча кулаками и ногами в двери.
На звук прибегали охранники, которые избивали их палками. Часто русских закрывали в одиночных карцерах или вставляли между щиколотками метровый прут, мешающий ходить и сдвигать ноги, что через время вызывало сильные боли. Распространенным наказание был железный обруч с металлической уздечкой, вставленной в рот и которую не вынимали неделями.
Через два месяца отсидки двое террористов убили себя, а один умер от инфаркта. Заключенные стали писать письмо в советское представительство с просьбами о возвращении домой. Из-за плохих внешнеполитических отношений Пакистан отказывал передать угонщиков в руки советского правосудия. В 1992 была последняя безуспешная попытка договориться.
Спасла террористов амнистия 1998 года, проведенная в честь 50 лет независимости Пакистана. Их отпустили, но у русских не было денег на возвращение домой. Шестеро нашли способ вернуться в Россию, где они получили новые сроки, которые учитывали время, проведенное в пакистанских тюрьмах. В группе угонщиков было двое украинцев, судьба, которых осталась неизвестна.