«Настоящий» отец Сталина: что показал анализ ДНК
За официальным образом «отца народов» всегда скрывалась тень тайны. Одна из самых загадочных — вопрос о его настоящем происхождении. Советская пропаганда создала миф о сыне грузинского сапожника, но много лет спустя исследователи обнаружили, что биография вождя могла быть тщательно отредактирована. Кто же на самом деле был отцом Иосифа Джугашвили?
Официальная легенда и ее нестыковки
Согласно документам, будущий вождь родился в грузинском Гори 21 декабря 1879 года. Позднее историки установили подлинную дату — 18 декабря 1878 года. Зачем понадобилось менять дату рождения — остается загадкой.
Родителями числились Виссарион Джугашвили — сапожник, известный своим пристрастием к алкоголю, и Екатерина Геладзе. Когда Иосифу было 11 лет, его отец погиб в пьяной драке. Эта простая биография идеально вписывалась в образ «пролетарского вождя», но реальность, вероятно, была сложнее.
Версия 1: Знаменитый путешественник
Самая сенсационная гипотеза принадлежит историку Эдварду Радзинскому. Согласно ей, отцом Сталина мог быть знаменитый русский путешественник Николай Пржевальский.
Легенда гласит: весной 1878 года Екатерина Джугашвили познакомилась с Пржевальским в доме родственника-князя. Путешественник якобы знал о сыне и регулярно помогал деньгами. Внучка Сталина, Галина Джугашвили, подтверждала, что слышала эту историю.
Фантом ДНК: как советский ученый доказал существование души
По мнению Радзинского, Сталин изменил дату своего рождения в документах, так как не желал, чтобы кто-либо усомнился в его «пролетарском происхождении». Таким образом, момент его предполагаемого зачатия приходился на период, когда Пржевальский находился в Китае и никак не мог стать его отцом.
Если сравнить портреты Пржевальского и Сталина, то второй действительно внешне очень похож на русского путешественника. Однако мог ли Пржевальский и впрямь оказаться в упомянутое время, то есть с февраля по май 1878 года, в Гори?
Из дневников путешественника следует, что с конца августа 1877 года и вплоть до конца марта 1878-го он находился в экспедиции в Китае и готовился к экспедиции в Тибет, но из-за «политических недоразумений» с Пекином получил предписание вернуться в Петербург. К тому же перед этим он достаточно серьезно болел и еще не вполне окреп. В Петербург он прибыл 23 мая 1878 года и пробыл там до 20 января 1879 года. После того как было получено разрешение на экспедицию в Тибет, Пржевальский выехал в Зайсан. Нигде, кроме книги Радзинского, не содержится никаких сведений о том, что Пржевальский вообще когда-либо бывал в Грузии, а тем более в Гори.
Крест на версии об отцовстве Пржевальского поставил анализ ДНК внука Сталина — режиссера Александра Васильевича Бурдонского. Он показал наличие гаплогруппы G2, характерной для осетин и армян. Тогда как в ДНК Пржевальских присутствует европейская гаплогруппа R1a, отсутствующая у Бурдонского.
Версия 2: Богатый покровитель
Эту версию предлагает английский историк, писатель и журналист Саймон Себаг Монтефиоре в книге «Молодой Сталин», которая представляет собой достаточно серьезное исследование с использованием материалов из закрытых российских и грузинских архивов.
Итак, еще до замужества Екатерина Геладзе трудилась поденщицей в доме местного богатого еврейского купца Якова Эгнаташвили. Близкие звали его Кобой. Он впоследствии стал одним из друзей жениха на свадьбе Кеке и Бесо. Кеке позднее писала в своих официальных воспоминаниях, изданных в 1935 году, что Яков постоянно помогал семье. Он стал крестным отцом старших двоих сыновей Джугашвили, а его жена — кормилицей маленького Сосо.
Что на самом деле случилось между Пушкиным и Дантесом?
В разговоре с Ниной Берия мать Сталина, будучи уже в пожилом возрасте, однажды сказала: «Я в молодости вела хозяйство в одном доме и, познакомившись с красивым парнем, не упустила своего».
Мог ли Эгнаташвили быть отцом Сталина? Все это, конечно, только на уровне слухов, хотя близость Якова к семье Джугашвили отрицать нельзя.
Версия 3: Священник или полицейский?
Еще одна гипотеза, изложенная Монтифиоре. Давришеви был начальником полиции в Гори, и Екатерина Джугашвили не раз прибегала к нему жаловаться на мужа – пьяницу и драчуна. В конце концов между ними возникла взаимная симпатия. Земляки вспоминали, что «все в Гори знали о связи Дамиана с красивой матерью Сосо».
Сам Сталин, если верить тому же Монтифиоре, на приеме в 1934 году произнес фразу: «Мой отец был священником». По всей вероятности, имелся в виду не кто иной, как Христофор Чарквиани, когда-то венчавший родителей Иосифа Джугашвили, а впоследствии считавшийся другом семьи.
В пользу этой версии говорит и то, что в духовное училище, куда поступил Сталин в юности, принимали только детей представителей духовенства.
И все-таки Джугашвили
В 80-х годах прошлого столетия был найден снимок Виссариона Джугашвили в возрасте 25-30 лет. Молодой Сталин очень похож на него. А как же анализ ДНК, показавший отсутствие грузинской крови?
Но кто сказал, что Джугашвили был именно грузином? Тот же Бурдонский заявляет: «В Гори испокон жили армяне. Ассимилируясь, они брали грузинские фамилии: Мурадян – Мурадели, Пальян – Палиашвили». Так что Сталин вполне мог быть потомком армян и осетин.