«Бумер»: кто были прототипы главных героев фильма
Фильм «Бумер», вышедший в 2003 году, стал иконой эпохи «лихих девяностых». Критики отмечали его «этнографическую точность» в изображении криминальных отношений. Неудивительно: продюсер Сергей Члиянц признавался, что лично знаком с бандитским миром. Черты всех четверых героев, несущихся на черном BMW, угадываются в реальных биографиях отечественных авторитетов.
Костян «Кот»
Молчаливый лидер четверки (Владимир Вдовиченков) мечтает о Париже и спокойной жизни, но вынужден вытаскивать друзей из передряг. Его прямой прототип, судя по кличке, — «вор в законе» Константин (Кот) Очамчирский.
Как и его кинематографический «двойник», Очамчирский рано связался с криминалом — первую судимость получил за угон машины в 14 лет. Однако, в отличие от Костяна, реальному Коту удалось осуществить мечту о «спокойной жизни». В 30 лет он отошел от дел, женился и устроился бухгалтером на чайную фабрику в Абхазии. На честную зарплату он купил дом и машину, а о прошлом напоминали лишь редкие визиты старых друзей. Умер он в 1996 году, так и не вернувшись в преступный мир.
Лёха «Килла»
Самый неуравновешенный член банды (Максим Коновалов), который с легкостью пускает в ход оружие. В реальности такие «отморозки» редко добивались власти, но были незаменимы как инструмент.
Тамара Левченко: как фронтовая медсестра чуть не увела Леонида Брежнева из семьи
Яркий пример — Виктор Аникеев (Битумщик) из банды Монгола, терроризировавшей Москву в 1970-х. Садист, получавший удовольствие от убийств, он был типичным «киллером».
Однако бывали и исключения. Николай Балашов (Балаш), «смотрящий» по Саратовской области в 90-е, прославился именно своим буйным нравом. Его называли «зверем» и «безбашенным» даже в криминальной среде. Эта тактика работала недолго: в 1998 году его же убили собственные сообщники, уставшие от его непредсказуемости.
Димон «Ошпаренный» Пошпарин
Самоуверенность и трусость Димона, которого блестяще сыграл Андрей Мерзликин, стала, по сюжету ленты, первопричиной неприятностей шайки. А в конце фильма Димон становится предателем, «кинувшим» своих друзей, чтобы выжить. Этот поступок героя произвёл такое впечатление на российских «блатных», что, как рассказывал Мерзликин, у него даже возникали проблемы со зрителями, обещавшими ему «отомстить за пацанов».
Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало
В реальной жизни одного подозрения на предательство в девяностых годах было достаточно, чтобы ликвидировать члена банды (подобные нравы, по сообщениям СМИ, царили, например, в «орехово-медведковской» ОПГ). Вершин власти в криминальном мире такие люди обычно не достигали.
Символическим прототипом «Ошпаренного» можно считать, пожалуй, первого знаменитого российского преступника-предателя – Ваньку Каина. В 1741 году он воспользовался указом императрицы Елизаветы Петровны и сдал в Сыскной приказ своих подельников, чтобы самому уйти от наказания.
Петя «Рама»
Наименее раскрытым, по мнению критиков, получился персонаж Сергея Горобченко, запомнившийся зрителям романом с провинциальной девушкой и крылатой фразой: «Не мы такие, жизнь такая». Рама погибает, заслоняя «Кота» от пуль. Готовность к самопожертованию ради других – одна из декларируемых «воровских» ценностей. Однако история знает не так много примеров, когда приближенные боссов мафии жертвовали ради них жизнью. Чаще всего это наёмные телохранители. Один из подобных эпизодов случился, например, в 1996 году, когда киллер открыл огонь из пистолета по криминальному авторитету Александру Ткачу в подъезде его дома. Тогда Ткача заслонил собой телохранитель, получив при этом ранение. В 2002 году телохранители вновь пытались спасти Ткача, но он всё-таки был убит киллерами за рулём своего автомобиля Mercedes Gelandewagen в Петрозаводске.