Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2025-11-28 09:48:00

Зачем водители в СССР поджигали покрышки автомобилей перед поездкой

В советской кинохронике 1960-70-х годов можно увидеть шокирующую для современного человека картину: водители обливают покрышки грузовиков бензином и поджигают. Со стороны это выглядит как акт вандализма, но на самом деле — это суровая необходимость и официально одобренная технология выживания техники в условиях русской зимы.

«Резиновый» дефицит

Проблема уходила корнями в плановую экономику и технологическое отставание. До конца 1970-х годов специализированной зимней резины в СССР практически не существовало. Большинство автовладельцев использовали всесезонные или летние шины, а на зиму просто ставили машины в гараж.

Главной бедой был натуральный каучук, основной компонент советской резины. На сильном морозе он дубел, терял эластичность и под нагрузкой просто трескался и лопался. Для грузовиков, которые должны были работать круглый год, это становилось настоящей катастрофой.

Огонь вместо технологий

Чтобы решить проблему, водители применяли радикальный, но эффективный метод — термический прогрев. Шины обливали бензином (часто высокооктановым, который горел лучше) и поджигали. Резина при этом не горела, а интенсивно прогревалась, становясь на время более мягкой и эластичной.

Перестрелка на Гончарной улице: самый черный день в истории российской милиции

В условиях зимы в 60-70-е годы процедура такого прогрева резины перед поездкой была обязательной и регламентированной. Зачастую в дороге ее приходилось неоднократно повторять. Нередко для этого использовали и паяльные лампы.

Советская зимняя резина

Первая специализированная зимняя резина в СССР появилась ближе к концу 1970-х. Это была пресловутая «Снежинка», обычная резина, на которую были установлены шипы. Наличие шипов несколько улучшало ситуацию, увеличивая сцепление с дорогой. Но качество самой резины не изменилось — на морозе она все так же дубела и разрушалась от нагрузки. Поэтому даже с появлением «Снежинки» паяльные лампы и емкости с бензином не исчезли из кабин большегрузов.

Только в 1980-х начались эксперименты с рисунком протектора и составом резины. Удалось добиться определенных улучшений. Но полностью решить проблему так и не получилось, потому что в конце 1980-х начались перебои с материалами, а технические возможности многих предприятий были исчерпаны.

«Отрицательные»: что не так с людьми у которых «минусовая» кровь

ЧП в полку ВДВ: за что десантника №1 Маргелова сняли с должности в 1959 году

Что можно было купить на миллион российских рублей до 1 января 1998 года

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: