Зачем водители в СССР поджигали покрышки автомобилей перед поездкой
В советской кинохронике 1960-70-х годов можно увидеть шокирующую для современного человека картину: водители обливают покрышки грузовиков бензином и поджигают. Со стороны это выглядит как акт вандализма, но на самом деле — это суровая необходимость и официально одобренная технология выживания техники в условиях русской зимы.
«Резиновый» дефицит
Проблема уходила корнями в плановую экономику и технологическое отставание. До конца 1970-х годов специализированной зимней резины в СССР практически не существовало. Большинство автовладельцев использовали всесезонные или летние шины, а на зиму просто ставили машины в гараж.
Главной бедой был натуральный каучук, основной компонент советской резины. На сильном морозе он дубел, терял эластичность и под нагрузкой просто трескался и лопался. Для грузовиков, которые должны были работать круглый год, это становилось настоящей катастрофой.
Огонь вместо технологий
Чтобы решить проблему, водители применяли радикальный, но эффективный метод — термический прогрев. Шины обливали бензином (часто высокооктановым, который горел лучше) и поджигали. Резина при этом не горела, а интенсивно прогревалась, становясь на время более мягкой и эластичной.
Перестрелка на Гончарной улице: самый черный день в истории российской милиции
В условиях зимы в 60-70-е годы процедура такого прогрева резины перед поездкой была обязательной и регламентированной. Зачастую в дороге ее приходилось неоднократно повторять. Нередко для этого использовали и паяльные лампы.
Советская зимняя резина
Первая специализированная зимняя резина в СССР появилась ближе к концу 1970-х. Это была пресловутая «Снежинка», обычная резина, на которую были установлены шипы. Наличие шипов несколько улучшало ситуацию, увеличивая сцепление с дорогой. Но качество самой резины не изменилось — на морозе она все так же дубела и разрушалась от нагрузки. Поэтому даже с появлением «Снежинки» паяльные лампы и емкости с бензином не исчезли из кабин большегрузов.
Только в 1980-х начались эксперименты с рисунком протектора и составом резины. Удалось добиться определенных улучшений. Но полностью решить проблему так и не получилось, потому что в конце 1980-х начались перебои с материалами, а технические возможности многих предприятий были исчерпаны.