Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2025-11-30 08:15:00

Воздушный бой «самолет против вертолёта»: кто чаще побеждает

Сравнение боевых возможностей вертолета и самолета напоминает спор о превосходстве скоростного поезда над гоночным автомобилем. Казалось бы, исход такого противостояния предрешён: истребитель быстрее, лучше вооружён и может атаковать с больших высот. Однако история знает примеры, когда «летающий танк» выходил победителем из схватки с крылатым противником.

Неравные противники

Ключевое различие между этими боевыми машинами заложено в их назначении. Истребитель создан для господства в воздухе, вертолет — для поддержки наземных войск. Но при определённых условиях «вертушка» способна превратиться в грозного воздушного бойца.

Ещё в 1942 году немецкие испытатели на Балтике провели первый известный эксперимент: лёгкий разведывательный Fl.282 «Колибри» успешно уклонялся от «обстрела» из авиационных фотопушек благодаря своей маневренности.

Светлана Щелокова: тайна гибели жены министра МВД СССР

Советские исследования добавили неожиданный вывод: на дистанции менее 600 метров вертолет получает существенное преимущество. Его козыри: способность использовать складки местности как укрытие, маневренность на предельно малых высотах, «невидимость» для импульсно-доплеровских РЛС на высотах до 150 метров. Другое дело, что опытный экипаж истребителя вряд ли подпустит вертолет достаточно близко. В то время как сам вполне может за счет скорости и уйти от ракет противника, и разорвать дистанцию и атаковать врага с дальних расстояний.

Хроника воздушных дуэлей

В силу того, что вертолеты и самолеты обычно выполняют разные боевые задачи, их столкновений в мире происходило не так и много. Так, в 1985 году в ходе Гражданской войны в Анголе произошел ряд столкновений советских вертолетов Ми-25 (экспортный вариант Ми-24) и итальянских легких истребителей «Импала». Победа осталась на стороне последних, хотя один из самолетов и получил повреждения. Но они оказались не критичными, и пилот успешно посадил машину на основном аэродроме.

Впрочем, первое из зарегистрированных столкновений произошло раньше — в 1978 году. Тогда советский истребители МиГ-23 атаковал два иранских вертолета «Чинук», нарушивших границу. Один из вертолетов был уничтожен ракетой Р-60, второй сбит из авиапушки. Самолет при этом не пострадал. Но считать этот бой полноценным не стоит, ведь «Чинук» — это, скорее, вспомогательный транспортник, который сложно считать полноценным штурмовым вертолетом.

А вот несколько обратных примеров. В 1982 году пилот сирийского Ми-24В, выполняя боевое задание, столкнулся с двумя «Фантомами». Выполнив эффектный и неожиданный разворот, он выпустил две ракеты Р-60, поразив сразу оба идущих на встречном курсе истребителя.

Аналогичное боестолкновение произошло двумя годами позже в ходе ирано-иракской войны. Пилот Ми-24Д ВВС Ирака, уйдя на предельно малую высоту, не дал «Фантому» воспользоваться ракетами «воздух-воздух», поразив снизу фюзеляж противника своими неуправляемыми ракетами С-5.

Относительно недавняя победа принадлежит российскому вертолету Ми-24ВП, который в ходе вооруженного конфликта в Абхазии в 1992 году за счет грамотного маневрирования сумел поразить противотанковой ракетой грузинский Су-25.

Так что в таких противостояниях все определяет не только скорость и вооружение, но и мастерство пилота.

«Главный соблазнитель СССР»: судьба брачного афериста Юрия Ладжуна

5 самых воинственных народов в мире

Какие территории на самом деле советская власть присоединила к Украине

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: