Жуков против воров в законе: какой ущерб нанес маршал уголовному миру
Послевоенная Одесса, прозванная «воровской столицей СССР», стала местом необычной «ссылки» для одного из самых прославленных советских военачальников. В 1946 году маршал Георгий Жуков, отправленный командовать Одесским военным округом после обвинений в присвоении трофеев, столкнулся с вызовом, сравнимым с боевой операцией. Разрушенный город наводнили хорошо организованные банды, а местные власти не справлялись с волной преступности.
Вызов маршалу
Символическим началом противостояния стал дерзкий выпад против нового командующего. По воспоминаниям его внука, Георгия Жукова, в первый же день пребывания маршала в Одессе, прямо у здания штаба округа, угнали его трофейный «Мерседес». На следующий день автомобиль вернули с извинительной запиской: мол, не знали, чья машина. Однако, как полагают историки, это был не акт раскаяния, а хорошо рассчитанное послание от криминального мира, демонстрирующие, кто истинный хозяин в городе.
Главные качества русского солдата, которых боялись противники
Преступность в Одессе имела не только уголовные, но и политические корни. Отступавшие гитлеровские войска целенаправленно оставляли в городе агентурные сети из рецидивистов и бывших полицаев, чьей задачей был саботаж и дестабилизация обстановки.
Операция «Маскарад»
Ответ Жукова был стремительным и жёстким. Им была инициирована засекреченная операция «Маскарад», детали которой до сих пор не найдены в официальных архивах.
В одном из писем Жукова Берии, найденном в доме актера Александра Пороховщикова (его жена была дочерью племянника маршала), говорится, что «… на первом этапе в городе вводится усиленное патрулирование военными, как в форме, так и переодетыми в гражданскую одежду, но безоружными. В их обязанности входит составление криминальной карты Одессы со всеми маршрутами передвижения бандитов. Выявление баз отдыха («малин»), складов оружия, скупщиков краденного.
На втором этапе начинается самая активная часть – «Операция «Маскарад». Город должны патрулировать переодетые в гражданское вооруженные разведчики. Им надлежит задерживать или ликвидировать бандитов. На третьем этапе подключается одесская милиция, и уничтожает «малины» и лидеров преступной среды…».
На одесские улицы вышли вооруженные карабинами военные патрули. Ведущий научный сотрудник НИИ военной истории Военной академии Генштаба ВС РФ, кандидат исторических наук Владимир Дайнес говорил, что для патрулирования подбирались лучшие бойцы – с молниеносной реакцией, отличные стрелки профессионально владевшие холодным оружием.
По словам председателя комитета памяти маршала Советского Союза Георгия Жукова Алексея Павликова, в преступном мире Одессы преобладали разного рода жулики, карманники, сутенеры, менялы. С введением карточной системы в городе начал активно развиваться теневой рынок продовольствия, батон черного хлеба мог стоить 100 рублей (месячная зарплата портового рабочего). Именно в этот период криминализация Одессы достигла своего пика, все чаще жертвами уголовников становились мирные граждане.
Начальник одесского угро Давид Курлянд, которого считают прототипом Давида Гоцмана из многосерийного фильма «Ликвидация», вспоминал: «После войны в Одессе действовали несколько мощных банд. Среди них «Голубые сапожки», шайка Тарзана, «Черная кошка», «Додж ¾… Действовала карточная система. Продукты питания стали основной целью бандитов. В Одессе были отмечены нападения и грабежи на «Студебеккерах» на кондитерские фабрики, хлебозаводы». Милиция не справлялась с нахлынувшей волной преступности – в Одессе работало всего 70 следователей. По сводкам МВД, в городе ежедневно регистрировалось не менее десятка разбоев и ограблений, что в несколько раз превышало довоенный уровень. По вечерам на улицу одесситы старались не выходить – это было смертельно опасно.
Алексей Павликов утверждал, что для одесского обкома партии, не справлявшегося с разгулом городской преступности, прибытие в Одессу маршала Жукова оказалось спасительным. О подготовке и проведении инициированной руководителем Одесского военного округа операции «Маскарад» нет информации ни в одном архиве. Как говорил Георгий Жуков-младший, по линии контрразведки была обеспечена ее полная секретность, в операции участвовали около 150 самых опытных фронтовых офицеров-контрразведчиков, как мужчин, так и женщин, переодетых в гражданскую одежду. Использовался метод «ловли на живца» во время ночных патрулирований улиц. Разработали маршруты патрулирования, создали временный штаб для координации действий контрразведки.
Какие секретные обряды существовали в секте хлыстов
По словам Алексея Павликова, идея Жукова с переодеванием офицеров была связана с тем, что в Одессе участились случаи нападения именно на военных с целью завладения оружием. В первую очередь бандитов должны были арестовывать и доставлять в комендатуру, где их ожидал трибунал. Применять оружие переодетым контрразведчикам дозволялось в исключительных случаях, но это правило было формальным – в действительности они имели неограниченные полномочия для ликвидации бандитов без суда и следствия, на месте. Жуков-младший пояснял: в городе в 1947 году действовал особый режим, Одесса жила по законам военного времени, поэтому применение оружия при оказания бандитами сопротивления де-юре не считалось нарушением. Сталинский приказ 1942 года «Ни шагу назад», где в том числе прописывались требования к мирному населению, в 1947 году формально продолжал действовать, и Жуков был вправе им руководствоваться.
Как утверждал Жуков-младший, примерно за два месяца 1947 года было арестовано или убито большинство активных одесских бандитов, а на своем «сходняке» криминалитет постановил переместиться из Одессы в другую криминальную столицу – Ростов. И акция «Маскарад», продолжавшая около двух-трех недель, была лишь эпизодом в борьбе против местного криминалитета. В итоге с организованной преступностью в Одессе-маме было покончено, а в ходе обысков контрразведчики нашли еще и картотеку с именами гитлеровских разведчиков-нелегалов.