Сунгирьцы: как на самом деле жили «первые жители России»
В 1955 году на окраине Владимира, у ручья Сунгирь, была сделана находка, перевернувшая представления о древнейшей истории Центральной России. Здесь, около 34–39 тысяч лет назад, на самой северной границе человеческого мира в Европе, существовала стойбище кроманьонцев — наших прямых предков. Сунгирь стал уникальной «капсулой времени», сохранившей не только кости, но и сложную духовную культуру ледникового периода.
Роскошь и ритуал
В отличие от более ранних предков, сунгирьцы не просто бросали тела умерших. Их захоронения — это сложный ритуал с верой в загробную жизнь. Покойников укладывали в строгих позах, посыпали охрой и древесным углём, а рядом клали всё необходимое: изящные кинжалы и дротики из кости мамонта, каменные орудия и невероятное количество украшений.
Первой была найдена могила высокого (180 см), физически мощного мужчины 45–65 лет — настоящего долгожителя по меркам каменного века. Объём его мозга (1510 см³) превышал современный средний.
Но конец его был насильственным: смертельный удар дротиком в основание шеи. Эта находка — одно из древнейших свидетельств межличностного насилия в человеческой истории, напоминание, что конфликты за ресурсы и власть возникли не вчера.
Двойное детское погребение и скорбящая мать
Следующие найденные погребения оказались детскими – мальчика 12-14 лет и девочки 7-9 лет, причём, судя по характеру захоронения, они умерли одновременно или один за другим. Современный генетический анализ показал, что они были братом и сестрой. Их положили голова к голове. Удивительно, что и мальчик (фактически, юноша) также, возможно, погиб трагически: на тазовой кости найден след от мощного удара острым предметом, хотя не исключено, что он всё-таки не был смертельным. Спустя несколько лет чуть выше парной детской могилы была подзахоронена женщина – весьма вероятно, что это была их мать.
Фантом ДНК: как советский ученый доказал существование души
Сохранились остатки одежды сунгирьцев. Она несколько напоминала одежду индейцев Северной Америки, то есть была приспособлена к холодному климату, хотя, конечно, имела более примитивное исполнение. Сунгирьцы носили кожаные рубахи, штаны и меховые плащи, скроенные наподобие американских пончо, а также мягкую обувь типа мокасин (скорее всего, летом) и высокие, завязывавшиеся выше колен, меховые сапоги типа пимов. Естественными в таком климате были и кожано-меховые шапки (по форме напоминающие «лыжные») и капюшоны. Одежда скреплялась костяными иглами.
Практичность и страсть к роскоши
Поразительной особенностью культуры сунгирьцев была их страсть к украшениям. Они делали браслеты из скрученных отщепов костей мамонта, и носили их не только на руках, но и на ногах (до 25 штук на одной ноге), а также мастерили бусы из просверленной гальки и клыков песца, в том числе повязывая их вокруг головы (на останках первого суньгирца были найдены 3500 бус) и прикрепляя к одежде. Девочка, упомянутая выше, судя по развитию мышц, по-видимому, в основном занималась в домашнем хозяйстве изготовлением и нашивкой бус.
Ещё одной замечательной особенностью быта сунгирьцев было изготовление ими детских игрушек. В упомянутом захоронении мальчика найдены фигурки мамонта и лошади с отверстием в задней ноге (вероятно, для того, чтобы продевать верёвку).
Жизнь сунгирьцев была довольно суровой, о чём свидетельствуют следы больших физических нагрузок, приходившихся на их опорно-двигательный аппарат. Можно предположить, что в зимнее время они использовали некие средства передвижения вроде лыж, хотя последние не могли сохраниться, так как делались из древесины.
Хотя сунгирьцы и добывали мамонта, но жилищ из цельных костей мамонта, крытых шкурами, они не строили (такая технология была распространена у более ранних обитателей юга Русской равнины – по-видимому, ещё у неандертальцев). Климат древнего Сунгиря был холоднее современного, но не ледниковый. Местность была лесистая, с обилием елей и берёз. Так что можно предположить, что сунгирьцы сооружали себе жилища наподобие юрт из деревянных жердей, покрытых шкурами, а может быть, даже возводили первые настоящие бревенчатые дома, хотя их остатки из-за разложимости материала вряд ли удастся обнаружить. Добавим, что вид традиционного жилища складывается в зависимости от климата и материала ещё в глубокой древности и долго остаётся практически неизменным.
Что касается антропологического типа сунгирьцев, живших в те времена, когда современные расы ещё не сформировались, то он причудливо сочетает в себе черты европеоидной и монголоидной рас и особенности строения тела, унаследованные первыми представителями человека разумного, вышедшего из Африки (удлинённые «тропические» конечности).