Мальтинский человек: какая находка у Байкала шокировала ученых
История знает имена великих археологов, ковавших славу в зрелом возрасте. Но иногда судьба делает ставку на гения-подростка. Таким был Михаил Герасимов — будущий создатель метода антропологической реконструкции. В 1927 году, в возрасте всего 20 лет, он совершил открытие мирового масштаба: обнаружил на берегу сибирской реки Белой, у посёлка Мальта, стоянку древних людей, чьи секреты будут будоражить учёных ещё сто лет.
Вундеркинд с лопатой
Герасимов был археологическим феноменом. Родившись в Петербурге, он вырос в Иркутске, где с 11 лет копал на раскопках, а в 14 уже вёл самостоятельные исследования. В 13 лет он штудировал анатомию в морге, а в 18 — опубликовал первую научную статью. Его интересовало всё: от костей мамонта до строения черепа. Именно погоня за целым скелетом доисторического гиганта привела его на берег Белой, куда местные жители принесли найденный бивень. Вместо одного скелета Герасимов раскопал целую деревню каменного века.
Сибирский «мегаполис» ледникового периода
То, что открылось взору учёного, поражало масштабом. Это был не временный лагерь, а полноценное поселение возрастом около 15 тысяч лет. Вдоль реки стояли 15 полуземлянок и одно огромное центральное жилище размером 15 на 5 метров.
Каждое жилище имело стены и крышу из костей и бивней мамонта, которые были покрыты толстыми шкурами животных. Вход в жилище напоминал небольшой тоннель. Это позволило археологу Алексею Павловичу Окладникову позже указывать на схожесть между устройством землянок мальтинской стоянки и эскимосских жилищ. Была схожа и одежда.
«Ева согрешила раньше, чем Адам»: кто на самом деле был его отцом Каина
Одно из жилищ было явно культовым сооружением – фундамент в нем был построен из поставленных на ребро плит известняка, а стропила крыши сделаны из огромных рогов оленей.
Исследования показали, что мальтинцы охотились на носорогов, мамонтов, бизонов, быков, лошадей, волков, львов и песцов. Свое оружие они изготавливали из камня и бивней мамонтов, а себя украшали нефритом.
«Венеры» из Мальты
Но самое главное что нашли археологи – это 37 костяных статуэток, изображавших животных и обнаженных женщин, которых прозвали венерами мальтинской стоянки. Размеры этих фигурок варьировались от 4 до 14 см, они были сделаны из мамонтовой кости, а одна – из рога оленя.
Это позволило археологам заговорить о том, что много лет назад мальтинцы, возможною. поклонялись какой-то богине – праматери, которая олицетворяла для них плодородие. Многие женские фигурки были покрыты орнаментом, на некоторых схематично изображены волосы и черты лица, а в стопах просверлено отверстие – видимо, охотники носили статуэтки на шее в качестве амулетов.
Кто ты, дитя?
Но самое главное открытие Герасимова – это обнаружение двух захоронений, в которых были погребены мальчики. Одному из них было четыре года, а второму – только год. Останки детей были фрагментированными. Поскольку в начале XX века генетика еще не существовала как наука, кости детей ждали своего часа почти сто лет, пока геогенетики из Копенгагена Эске Виллерслев и Маанаса Рагхаван не провели исследования останков старшего из мальтинских мальчиков и не опубликовали результаты в журнале Nature.
Произошло это в 2009 году и позволило пересмотреть теорию происхождения человека. Отказаться от Африки, как прародины человека, ученые сразу не смогли, но заговорили, о том, что у современного человечества могло быть два центра развития. И один из них находится в Сибири, на Байкале.
Самые страшные лагеря ГУЛАГа: как выживали зэки на Колыме
Генетический анализ останков старшего мальчика показал. что ребенок жил на реке Белой 24 тыс. лет назад. Он и его родители являлись предками современных европейцев и современных индейцев Америки. При этом он не является родственником тех азиатских народов, которые населяют этот регион сейчас.
Оказалось, что род мальчика по отцу отделился от ветви, которая ведет к европейским народам у самого основания, а его мать была прямой родственницей европеоидов-охотников палеолита. Митохондриальный геном ребенка принадлежит к гаплогруппе U, которая часто встречалась у европейских охотников-собирателей верхнего палеолита и мезолита. А отцовская Y-хромосома мальчика – до сих пор остается актуальной для народов западной Европы и лежит в основе ветви, ведущей к современным индейцам.
Наша прародина – Сибирь
Выяснилось, что ядерный геном ребенка на 34% был европейским, на 37% – южноазиатским, и на 26% – индейским. Мальчик был смуглым, черноволосым и черноглазым. Датские геогенетики считают, что обитатели древней стоянки на реке Яна в Якутии, которые жили больше 31 тыс. лет тому назад, являются прямыми предками мальчика.
Все это дало ученым основание заявить о том, что геном юного мальтинского ребенка ныне является самым старым известным науке геномом человека с современной анатомией
В том же журнале Nature группа авторов, среди которых есть генетик Эске Виллерслев и ученый Владимир Питулько в статье «История населения Северо-Восточной Сибири со времен плейстоцена», указывают, что несмотря на то, что останки с Янской стоянки датируются 31 тыс. лет назад, Сибирь была заселена значительно раньше – около 40 тыс. лет назад, а значит, окрестности озера Байкал действительно можно считать прародиной человечества.
На этом же настаивает и основатель российской ДНК-генеалогии Анатолий Алексеевич Клёсов, который в своей книге «ДНК-генеалогия славян» указывает, что арйиские племена еще до того, как пришли на территорию Русской равнины, проделали огромный путь из Сибири.
Исследования человеческих останков, найденных на палеолитической стоянке Афонтова гора в городе Красноярске, проведенные датскими генетиками, выявили родственные связи афонтовцев с мальтинцами. Это позволило ученым предположить, что Сибирь была повсеместно заселена людьми во время последнего ледникового периода.