Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2025-12-17 10:31:00

Какую компенсацию Франция заплатила России за «Мистрали»

В истории военно-технического сотрудничества немного сделок, которые бы так ярко отражали хрупкость геополитических альянсов, как несостоявшаяся покупка Россией французских вертолётоносцев типа «Мистраль». Эта эпопея, начавшаяся с внезапного интереса и закончившаяся громким скандалом, стала уроком для всех участников.

Зачем России французские корабли?

Всё началось в 2008 году на выставке в Ле-Бурже, где главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий заинтересовался макетом универсального десантного корабля-дока «Мистраль». Для Москвы это был беспрецедентный шаг — страна не закупала крупные боевые корабли за рубежом с 1945 года.

Интерес был прагматичным. Как отмечали эксперты, опыт войны с Грузией показал острую нехватку современных десантных кораблей, которые российская промышленность в краткие сроки построить не могла. «Мистраль» же был плавучим чудом: командный центр, госпиталь, плацдарм для 16 вертолётов и батальона морской пехоты с техникой.

 «Жемчужина» для ВМФ РФ

17 июня 2011 года, на фоне «перезагрузки» отношений с Западом, контракт на сумму 1,2 млрд евро за два корабля был подписан. Судостроители из Сен-Назера, испытывавшие трудности, получили спасительный заказ. Для России корабли, названные «Владивосток» и «Севастополь», были адаптированы: усилены для плавания во льдах и переоборудованы под российские вертолёты Ка-52К.

Последнее слово Берии: что он сказал перед расстрелом

Всё изменилось в 2014 году после воссоединения Крыма с Россией. Франция оказалась в ловушке между европейской солидарностью, давлением Вашингтона и коммерческими интересами. «Либо мы поставляем “Мистрали” и нас обвинят в пособничестве, либо не поставляем — и скажут, что прогнулись под американцев», — резюмировал дилемму один из французских чиновников.

Несмотря на первоначальное сопротивление Парижа, после катастрофы рейса MH17 и ужесточения санкций ЕС Франция в августе 2014 года заморозила поставку. Контракт, ставший заложником большой политики, был обречён.

Дорогостоящий развод

В результате отмены сделки предприятие STX France получило от России «черную метку», что сделало французского судостроителя в глазах потенциальных заказчиков ненадежной компанией. Контакты с верфью в Сен-Назере были резко сокращены: она встала на путь затяжной рецессии и вполне предсказуемого банкротства. Из компании пришлось уволить более 4 тысяч сотрудников.

Предки Ленина: какие факты о них скрывала советская власть

Казалось, выход из ситуации был найден – STX France выставили на продажу по цене составляющей всего 10% от стоимости одного «Мистраля», однако после начала торгов стало ясно, что запятнавшая свою репутацию срывом крупного контракта компания не вызывает особого интереса у инвесторов. Чтобы как-то компенсировать убытки в связи с разрывом контракта на поставку кораблей для России, DCNS подала в суд на страховщика COFACE. Однако мало кто верит, что финансовый спор можно будет урегулировать, так как всю вину придется возложить на правительство Франции. А судиться с Елисейским дворцом себе дороже.

Переговоры об условиях разрыва российско-французского контракта вступили в активную фазу весной 2015 года. Однако тогда вице-премьеру РФ Дмитрию Рогозину и генсекретарю по обороне и национальной безопасности Франции Луи Готье не удалось договориться о цене. Франция предложила России суму в 785 миллионов евро, но при условии, что российское правительство даст письменное разрешение на возможность перепродажи «Мистралей» третьей стороне. В Кремле разумеется настаивали на гораздо более высоких отступных.

Окончательную точку в спорном вопросе в августе 2015 года в телефонном разговоре поставили Владимир Путин и Франсуа Олланд. Вскоре в обстановке строжайшей секретности французская сторона перечислила России деньги, по одним данным €1,1 млрд, по другим – €949,8 млн. Даже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков признавался, что не знает сколько Франция в итоге заплатила России, по его словам, это коммерческая тайна.

.

В эту сумму вошел как уплаченный ранее аванс, так и средства, потраченные на обучение экипажа вертолетоносцев и строительство инфраструктуры для содержания кораблей. Вслед за выплаченной суммой Москве было возвращено установленное на кораблях российское оборудование. Обе стороны посчитали вопрос относительно обязательств по контракту окончательно закрытым.

Почему же перевод денег происходил в режиме чрезвычайной секретности? В газете «Коммерсант», ссылаясь на свои источники, объяснили, что это было связано с рисками по делу «ЮКОСа». В Москве якобы опасались, что Гаагский суд, который присудил выплату бывшим акционерам нефтяной компании 50 миллиардов долларов, может заблокировать перевод средств за «Мистрали».

После срыва резонансного контракта в России заговорили о том, что нашей стране и не нужны были французские вертолетоносцы, так как мы сами можем строить корабли такого класса. И действительно представители ВМФ РФ озвучивали планы по строительству двух десантных вертолетоносцев в рамках программы по перевооружению – начало опытно-конструкторских работ было намечено на 2018 год. От переориентации России на собственную производственную базу очевидно выиграет Китай, который намерен установить на российские вертолетоносцы газовые турбины UTG-25000.

Судьба «Мистралей» решилась в июне 2016 года, когда они были проданы Францией Египту за €950 млн. Сменив прописку корабли получили и новые имена: «Владивосток» стал называться «Гамалем Абделем Насером», а «Севастополь» – «Анваром Садатом» (в честь бывших президентов Египта). В СМИ сообщается, что в 2018 году оба корабля принимали активное участие в операциях против исламистов на Синайском полуострове, в дельте Нила и пустынных районах Египта.

Самые опасные болевые точки человека: где они находятся

Любовник дочери Брежнева: какие необычные сокровища нашли у Бориса Буряце при обыске

Колмогорова и Дубинина: что узнали патологоанатомы при вскрытии туристок из группы Дятлова

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: