Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2025-12-22 09:15:00

Система Ознобишина: почему запретили первое пособие по рукопашному бою для НКВД

В истории советских боевых искусств есть забытая, но яркая страница — судьба Нила Ознобишина, автора революционного пособия «Искусство рукопашного боя» (1930). Эта книга, созданная для милиции и чекистов, была настолько эффективной и универсальной, что её сочли опасной и уничтожили, а автор попал под каток репрессий. Его система стала призраком советской эпохи — известным в узких кругах, но вычеркнутым из официальной истории.

Циркач-«рукопашник»

Путь Ознобишина был необычным. Потомственный дворянин, блестящий наездник и велофигурист, он в юности гастролировал с цирком по всему миру. Этот опыт научил его владеть телом, чувствовать баланс и динамику. С началом Гражданской войны он, будучи призван в Красную Армию, стал инструктором по физподготовке, а позже — тренером по боксу. Его интерес к прикладному рукопашному бою подстегнула криминальная реальность 1920-х: будучи высоким и худощавым (185 см при 52 кг), он хорошо изучил приемы уличных хулиганов и понял, что бокса для самообороны недостаточно.

«Искусство рукопашного боя»

Опираясь на иностранные наработки и знание языков, Ознобишин создал не просто сборник приемов, а целостную концепцию «боя на шести дистанциях». Он скептически отзывался о джиу-джитсу как о системе, плохо применимой в зимней одежде, и критиковал «самозащиту» как модное увлечение.

Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию

Его система была прагматичной и безжалостной. Ознобишин предложил комбинированную систему рукопашного боя, взяв за основу наработки специалистов «буржуазной полиции». Ключевым звеном системы Ознобишина было расстояние между противниками. На «дальней дистанции» циркач предлагал стрелять из револьвера. Ознобишин проповедовал «инстинктивную стрельбу», без прицеливания – возможно, именно его методы позже легли в основу «стрельбы по-македонски», которой пользовались агенты СМЕРШа.

Если противник подходил ближе, автор пособия предлагал бить ногами. Соответствующие приёмы он почерпнул из французского боевого искусства «сават», которое считал «великолепным». На «третьей боевой дистанции» Ознобишин советовал применить некоторые кулачные удары из старого английского стиля бокса.

Если противник приблизился вплотную, то его следовало нейтрализовать ударами ребра кисти, локтя, колена. В обхвате Ознобишин рекомендовал приёмы джиу-джитсу, подножки или броски на землю. В главе о последней, «шестой боевой дистанции», рассказывается, что делать, если противник повалил вас на землю.
Некоторые хитрости Ознобишин прямо позаимствовал из практики хулиганов – например, он советовал «захватить в руку песку или придорожной пыли и бросить противнику в глаза».

Книга завершалась описанием «приёмов задержания и конвоирования в лёгких случаях для постовых милиционеров и внешней милиции».

Судьба мастера

Самбист Анатолий Харлампиев в воспоминаниях называл Ознобишина «дельцом» и говорил, что его интересовала лишь возможность заработать на преподавании рукопашного боя. Тираж книги составлял пять тысяч экземпляров, и издание действительно пользовалось большим спросом.

Встречается мнение, что «Искусство рукопашного боя» предназначалось для сотрудников ГПУ и работников милиции. Ознобишин оговаривал, что обучать по его системе могут только «преподаватели школ милиции». Но саму систему циркач адресовал широким массам. Книга была проиллюстрирована 99 фотографиями – для снимков позировали известные боксёры.

Приёмы «реального боя на улице» отлично подходили и против самих милиционеров и чекистов, которые в ту пору ещё не имели должного уровня подготовки. Учитывая число людей, недовольных сталинским режимом, книгу Ознобишина власти сочли опасной. Её изъяли из книжных магазинов и библиотек, что превратило сочинение в библиографическую редкость. Почти весь тираж был уничтожен. В дальнейшем пособия по рукопашному бою в СССР выходили с грифом «Только для сотрудников НКВД».

Судьба самого Ознобишина сложилась печально. Преподавать свою систему ему не довелось – в московской школе милиции ему позволяли лишь консультировать.
Бывший дворянин в СССР фактически стал бездомным, его кормили друзья. Ознобишин пристрастился к алкоголю, и в 1934 году бросил жену и восьмилетнего сына. Много лет он сожительствовал со случайными женщинами. В 1937 году от репрессий его «спасла» белая горячка, из-за которой циркач-«рукопашник» попал в психиатрическую больницу.

До начала Великой Отечественной войны Ознобишин зарабатывал переводами для института физкультуры. Но учреждение эвакуировали в Свердловск. От безденежья Ознобишин дошёл до воровства. Осенью 1941 года его арестовали за то, что он якобы «поддерживал связь с немцами, разрабатываемыми в подозрении по шпионажу» и вёл «пораженческие разговоры». Создателя боевой системы отправили по этапу в саратовскую тюрьму. Затем он был приговорён к ссылке в Казахстан на пять лет.

После 1942 года документально подтверждённые следы Ознобишина обрываются. В Сети можно встретить версию о том, что в Казахстане он сменил фамилию на Терехов. В ссылке мастер работал скотником, железнодорожником, консультантом на киностудии. Затем он устроился в цирк, где был шпрехшталмейстером и костюмером. Как преподаватель рукопашного боя Ознобишин давал уроки в Пограничном училище и Алматинском физкультурном институте. Его учеником называют тренера по борьбе Петра Матущака. Скончался Нил Ознобишин-Терехов, согласно данной версии, в 1968 году в Алма-Ате.

«Бумер»: кто были прототипы главных героев фильма

Почему в СССР не было клещевого энцефалита

Геннадий Осипович: что стало с летчиком, который сбил корейский Боинг в 83 году

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: