Что «отец» американской атомной бомбы делал перед войной на даче у Берии
В истории «Манхэттенского проекта» и атомной гонки существует немало белых пятен. Одно из самых интригующих описано в мемуарах Серго Берии, утверждавшего, что в 1939 году в его доме появился таинственный англоговорящий гость по имени Роберт. Спустя годы, увидев фотографию знаменитого физика, он узнал в нём того самого человека — будущего «отца атомной бомбы» Джулиуса Роберта Оппенгеймера. Если эта история правдива, то она добавляет новый, почти детективный поворот к предыстории ядерной эры.
Визит, которого не было? Свидетельство сына Берии
Согласно воспоминаниям Серго Берии, осенью 1939 года на их даче поселился молодой учёный. Лаврентий Берия представил его лишь по имени — Роберт. Гость провёл в доме около двух недель, общаясь с подростком по-английски. Лишь годы спустя, наблюдая за развитием «Манхэттенского проекта», Серго заявил, что безошибочно узнал в его руководителе того самого гостя. По его утверждению, Оппенгеймер якобы предлагал его отцу реализовать атомный проект в СССР.
Документальных подтверждений этому визиту, кроме мемуаров Серго, не существует. Историки относятся к этой версии скептически: слишком велик был бы риск для американского физика, а мотивы Сталина отказаться от такого предложения накануне войны остаются неясными. Однако сам факт появления такой легенды говорит о том, насколько плотно фигура Оппенгеймера была окутана ореолом тайны в глазах советской элиты.
Гений с тёмной стороной
Джулиус Роберт Оппенгеймер был фигурой исключительной и противоречивой. Блестящий ум, получивший образование в Гарварде, Кембридже и Гёттингене, к 25 годам он уже считался восходящей звездой теоретической физики. Его лекции в Беркли собирали толпы студентов, а научные работы закладывали основы для будущих открытий в области нейтронных звёзд и чёрных дыр.
Но гениальность соседствовала с душевной неустойчивостью. Ещё в студенчестве он попал в скандал, пытаясь отравить яблоком своего недруга-преподавателя. Периоды глубокой депрессии, вспышки ярости и сложные отношения с женщинами-коммунистками, включая его будущую жену, формировали его репутацию «странного гения». Именно эти связи с левыми кругами, усилившиеся после прихода Гитлера к власти, впоследствии стали для него роковыми.
От «Манхэттенского проекта» до опалы
Программа по разработке ядерного оружия, получившая название «Манхэттенский проект», была начата ученым в августе 1942 года в США.
«Уж не помню точно, то ли в конце сорок второго или в самом начале сорок третьего как-то за столом, помню, были Ванников, нарком боеприпасов, Устинов, нарком вооружения, зашел разговор о новом оружии. Речь шла о том, что американцы форсируют какие-то разработки, связанные с бомбой колоссальной разрушительной силы. Говорили о ядерной реакции и прочих вещах. Тогда и услышал я, что работы эти возглавляет в Америке Роберт Оппенгеймер», – пишет в своих мемуарах Серго Берия.
Всего три года спустя жертвами атомной бомбы станут Хиросима и Нагасаки. Оппенгеймер вспоминал, что после первых испытаний ядерного оружия в июле 1945-го в районе Аламогордо ему вспомнились слова из Бхагавадгиты: «Я – смерть, разрушитель миров».
У русских с какими фамилиями цыганские корни
После войны американский ученый ушел с поста директора Лос-Аламосской лаборатории, где реализовывался атомный проект, и перешел в Принстонский институт перспективных исследований, позднее став председателем Консультативного комитета Комиссии по атомной энергии. При этом он активно выступал против ядерной гонки и создания водородной бомбы, чем навлек на себя гнев ряда влиятельных американских политиков, фанатично охваченных идеей борьбы с «красной угрозой» в лице Советского Союза.
После того как в 1949 году американцам стало известно о ядерных испытаниях СССР, подозрения в отношении Оппенгеймера, циркулировавшие еще в период его руководства «Манхэттенским проектом», возобновились с новой силой. Ему припомнили его прошлые связи с левыми политическими организациями и обвинили в шпионаже в пользу русских. «В конце 1953 года президент Эйзенхауэр отдал распоряжение «возвести глухую стену между Оппенгеймером и секретными сведениями».
Ученому выдвинули тогда целый ряд обвинений. Его подозревали в том, что он материально помогал коммунистам, поддерживал с ними связь, был любовником коммунистки и женился на бывшей коммунистке, принимал коммунистов на работу в Лос-Аламосскую лабораторию. Словом, все крутилось вокруг этого. Через несколько месяцев началось официальное разбирательство. Процесс продолжался три недели. Оппенгеймеру исполнилось в те дни 50 лет», – вспоминает Серго Берия в своей книге.
Опала и реабилитация
Ссылаясь на свидетельства обвиненного в госизмене и сбежавшего на Запад майора КГБ Станислава Левченко, Серго Берия пишет, что если от немецкой и японской разведок «Манхэттенский проект» удалось полностью утаить, то в Советский Союз информация «поступала бесперебойно». Среди осведомителей он называет фамилию Клауса Фукса и утверждает, что, помимо него, были «десятки других». При этом он отрицает работу на советскую разведку самого Оппенгеймера.
Тем не менее Комитет безопасности США заключил, что «Оппенгеймер не всегда поступал согласно принципам безопасности Соединенных Штатов и мог в будущем угрожать этой безопасности, он не был искренним до конца, поступки Оппенгеймера в деле создания водородной бомбы заставляют сомневаться в том, что в будущем он будет действовать так, как этого требуют интересы безопасности страны».
Несмотря на то, что доказать обоснованность предъявленных ученому обвинений контрразведке США так и не удалось, он был лишен допуска к военной тайне и отстранен от секретных разработок в области атомной энергии. Лишь десятилетие спустя, в 1963 году, президент Линдон Джонсон вручил выдающемуся ученому премию имени Энрико Ферми, что стало знаком его полной политической реабилитации. К тому моменту знаменитому физику оставалось жить всего четыре года.
До конца дней Джулиус Роберт Оппенгеймер продолжал читать лекции и работать в области физики, но от политики старался держаться подальше. Будучи заядлым курильщиком, «отец атомной бомбы» скончался от рака гортани 18 февраля 1967 года в возрасте 62 лет.