Притворился половиком: как предатель Власов пытался спрятаться от НКВД
История предателя Андрея Власова — одна из самых трагических и позорных страниц Великой Отечественной. Генерал, чей портрет в декабре 1941 года красовался на первой полосе «Известий» рядом с Жуковым и Рокоссовским, меньше чем через год добровольно перешёл на сторону врага. Его имя навсегда стало в России синонимом высшей степени предательства.
Взлёт «сталинского полководца»: карьера в эпоху террора
Андрей Власов, сын нижегородского крестьянина, сделал головокружительную карьеру в конце 1930-х — эпоху Большого террора. Историки, такие как Наталья Перемышленникова, отмечают, что его стремительный взлёт был напрямую связан с чистками в РККА. Будучи членом Киевского военного трибунала в 1937-38 годах, Власов, по свидетельствам, проявил большое «рвение», не вынеся ни одного оправдательного приговора. Освободившиеся после расстрелов высшие должности открыли путь амбициозному офицеру.
Его организаторские таланты Сталин оценил в критический момент битвы за Москву. Назначенный командовать 20-й армией, Власов успешно оборонял столицу и отбил Волоколамск, за что и был объявлен героем. Готовилась даже книга «Сталинский полководец». Но эта слава оказалась пиком его советской биографии.
Падение и выбор: от окружения к добровольному сотрудничеству
Весной 1942 года Сталин направил Власова выручать из окружения 2-ю ударную армию под Ленинградом. Миссия провалилась: армия была разгромлена, а сам генерал 12 июля 1942 года попал в плен. Обстоятельства пленения до сих пор вызывают споры: то ли его выдал староста, то ли он сам вышел к немцам, сразу назвав своё звание.
Важен не столько факт плена, сколько то, что последовало после. В отличие от миллионов советских военнопленных, предпочитавших смерть коллаборации, Власов почти сразу согласился сотрудничать с нацистами. Уже в 1943 году он опубликовал открытое письмо «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом», в котором яростно клеймил сталинский режим, забыв, что сам был его плотью от плоти и сделал карьеру на его репрессиях.
РОА: армия-призрак и инструмент пропаганды
Главным проектом Власона стала Русская освободительная армия (РОА), созданная по инициативе немецкой пропаганды. Её целью было расколоть советский народ, убедив его, что Германия воюет не с Россией, а с «жидобольшевизмом». Власов разъезжал по лагерям военнопленных, агитируя за «крестовый поход» против Сталина.
Однако РОА большую часть войны оставалась фикцией — пропагандистским мифом для радиопередач. Лишь в конце 1944 года, когда поражение Германии стало очевидным, нацисты разрешили сформировать несколько дивизий. Даже тогда в рядах «власовцев» было мало идейных сторонников: большинство составляли отчаявшиеся люди, бежавшие в РОА от голодной смерти в концлагерях и часто при первой возможности переходившие к партизанам.
Нелишне упомянуть и тот факт, что во время Пражского восстания 1-я пехотная дивизия РОА поддержала чешских партизан и помогла им выбить немцев из города (что, однако, не спасло командующего дивизией генерал-майора Сергея Буняченко от казни в СССР).
В отличие от Буняченко, Власов хранил верность немцам до конца и не поддержал восстание. Вместо этого он решил дождаться, когда СССР и западные союзники расправятся с Германией. Тогда, по соображениям Власова, вспыхнула бы новая война за передел мира, в ходе которой РОА выступила бы на стороне США или Великобритании.
Однако по пути в американскую зону оккупации, где Власов надеялся сдаться союзникам, автомобиль, в котором следовал генерал, задержали военнослужащие 1-го Украинского фронта. При обыске на полу машины был обнаружен человек, завернутый в ковер. Им оказался Власов, которого уже так долго искала советская разведка.
И все же версия с прятками под ковром имеет ряд несостыковок, главная из которых — огромный рост Власова. Человеку такой комплекции было бы довольно трудно разместиться на полу автомобиля.
Запоздавшая на несколько лет кара все-таки нашла предателя. Вместе с остальными видными деятелями коллаборационистского движения Власов был приговорен к смертной казни и повешен 1 августа 1946 года. Попытки оправдать Власова после развала СССР не нашли ни юридического основания, ни поддержки населения.