Как убийцу Льва Троцкого отравили с помощью наручных часов
20 августа 1940 года в Мексике агент советских спецслужб Рамон Меркадер нанёс удар ледорубом по голове Льва Троцкого. Эта операция навсегда вписала его имя в историю как исполнителя одного из самых громких политических убийств XX века. Однако его собственная судьба после триумфального возвращения в СССР оказалась столь же таинственной, сколь и мрачной.
Тюрьма, слава и новая жизнь в Москве
После неудачного покушения (Троцкий умер лишь на следующий день) Меркадера схватили. Под именем канадского журналиста Фрэнка Джексона он провёл в мексиканской тюрьме все 20 лет, получив максимальный срок. Освободившись в 1960-м, он был тайно переправлен через Гавану и Прагу в Москву. Здесь его ждали высшие почести: звание Героя Советского Союза, московская квартира, дача и работа в престижном Институте марксизма-ленинизма под именем Рамон Иванович Лопес. Казалось, государство щедро вознаградило своего верного солдата.
Роковой подарок: версия брата
В 1974 году, выходя на пенсию, Меркадер решил переехать на Кубу. На прощание, как сообщается в ряде источников, ему вручили памятный подарок — золотые часы с гравировкой «Герою Советского Союза… в память о Дне Победы». Именно этот подарок, согласно наиболее сенсационной версии, стал для него роковым.
«Блудный сын»: почему Сталин переводил деньги отцу маршала Василевского
Эту историю после распада СССР раскрыл его родной брат, учёный Луис Меркадер, уехавший в Испанию. По его словам, часы были отравлены радиоактивным таллием. Вскоре у Рамона развилась саркома левой руки, на которой он носил часы, и серьёзная болезнь лёгких. Последние месяцы жизни он провёл в московской больнице, а на Кубу уехал уже умирающим. Символично, что незадолго до смерти он сломал ключицу той самой левой руки, заново заводя злополучный подарок. Умер Рамон Меркадер на Кубе в 1978 году.
Зачем? Мотивы возможной ликвидации
Зачем могло понадобиться устранять старого агента, жившего тихой жизнью? Историки и публицисты выдвигают несколько предположений:
- Знанал слишком много: как непосредственный исполнитель, Меркадер мог знать такие детали операции и имена кураторов, которые становились опасным компрометирующим материалом в эпоху разрядки.
- Живой свидетель: его существование было неудобным напоминанием о террористических методах сталинизма, что противоречило официальному курсу позднего СССР.
- Личная месть: нельзя исключать и личные мотивы кого-то из бывших руководителей спецслужб, для кого Меркадер был «ходячей проблемой».
Версия об отравленных часах, активно тиражируемая в популярной литературе (как, например, в книге Николая Зеньковича «Покушения и инсценировки»), так и не получила официального подтверждения или опровержения. Архивы спецслужб по-прежнему закрыты. Остаётся лишь констатировать жуткую поэтическую справедливость: человек, совершивший своё главное дело с помощью скрытого в плаще ледоруба, возможно, сам пал жертвой идеально замаскированного оружия — подарка, несущего смерть.