Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2026-02-13 08:15:00

Почему горничная-партизанка, убившая гауляйтера Белоруссии, до конца жизни боялась мести

22 сентября 1943 года в оккупированном Минске произошло событие, которое в Берлине расценили как дерзкую диверсию, а в Москве — как триумф партизанской войны. В собственной спальне был взорван гауляйтер Белоруссии Вильгельм Кубе, один из главных организаторов геноцида на оккупированных территориях. Однако для женщины, которая привела приговор в исполнение, этот подвиг стал началом личной драмы, растянувшейся на десятилетия.

Идеальная горничная

Елена Мазаник, бывшая официантка столовой Совнаркома БССР, с начала оккупации работала у немцев прачкой и уборщицей — и вызывала полное доверие. В 1942 году она через подпольные связи вышла на партизан отряда «дяди Коли» (командир Пётр Лопатин). Им требовался человек, способный приблизиться к Кубе. Мазаник, у которой немцы разбомбили квартиру, согласилась без колебаний.

Первоначальный план отравить гауляйтера был отвергнут самой Еленой: яд мог случайно принять ребёнок. Тогда партизаны во главе с Марией Осиповой подготовили мину с часовым механизмом. 21 сентября 1943 года Мазаник, пройдя без обыска (охрана привыкла к горничной), заложила взрывное устройство под матрас кровати Кубе. Придумав предлог о зубной боли, она покинула особняк и уехала в партизанскую зону.

Взрыв прогремел глубокой ночью. Кубе погиб на месте, его беременная жена не пострадала.

Цена подвига

За этот подвиг Елена Мазаник получила звание Героя Советского Союза, стала автором документальной повести «Возмездие», героиней фильма «Часы остановились в полночь» (1958), частой гостьей на телевидении и в пионерских лагерях. Но за парадным фасадом скрывалась другая жизнь — жизнь в постоянном страхе.

Елена понимала, что случившееся не было обычной партизанской акцией, так как она обманула доверие людей, знавших её близко. У Вильгельма Кубе остались трое сыновей и жена Анита, которые могли желать мести горничной. Поэтому жизнь Елены Мазаник проходила в постоянном страхе.

Завещание Распутина: почему оно 80 лет было засекречено

Семья убитого действительно помнила о служанке. В 1970-х годах Мазаник получила первое письмо от Аниты Кубе, но не стала его читать, опасаясь, что бумага может быть отравлена. Минчанка прекратила всякую общественную активность и начала переезжать с одной квартиры на другую, сменив 6 адресов. Впрочем, в посланиях Аниты, которая прежде обзывала славянскую прислугу «свиньями», теперь не было ничего, кроме христианского смирения и прощения. Вот отрывок из письма 1992 года:

«Да благословить тебя Господь, Елена!<…> Мы, люди не знаем, почему Господ допускает в нашей жизни такие события, мы можем только молиться» (стиль сохранён, цитируется по книге Розы Станкевич «Беларусь – моя судьба»).

Когда Елена Мазаник, наконец прочитав письма, поняла, что опасность ей не угрожает, было уже слишком поздно – её психика была подорвана постоянной тревогой. Она нервно реагировала на каждый шорох и, по иронии судьбы, не могла ужиться ни с одной домработницей. Женщина так и не вышла замуж, а ухаживавшая за ней в старости племянница продала её медали на чёрном рынке. Елена Мазаник скончалась в 1996 году в возрасте 82 лет.

Гибель Виктора Цоя: что выяснили патологоанатомы при вскрытии

Самый долгий эксперимент в истории: что уже 98 лет ждут ученые

Васюганские болота: что на самом деле находится под самой большой топью в мире

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: