Зачем на самом деле была нужна инквизиция
В Средние века, когда ни у кого и помысла не было отделить церковь от государства, в стремлении утвердить основополагающую и единственно верную точку зрения среди граждан страны католическая церковь играла ключевую роль.
Она являла собой самый действенный политический институт, зачастую насильственно насаждавший те или иные доктрины в массы.
Еретики как отщепенцы
«Инквизиция» – термин прежде всего юридический, в переводе с латинского означающий «расследование», «следствие», «выяснение». Еще до Средневековья он был широко употребимым, когда речь заходила о дознании, которое зачастую производилось с пристрастием (то есть, с применением пыток). Со временем инквизиторами стали называть духовных лиц, казнящих еретиков (отступников от веры).
До XI века к еретикам применялись различные меры увещевания, вплоть до конфискации имущества. А потом епископы приступили уже к более жестким наказаниям – именно с этого времени «отступников» начали жечь на кострах.
Это было именно государственной политикой, которая только прикрывалась догматами – к примеру, в XII веке император Священной Римской империи, король Германии Фридрих Барбаросса, обязал папу Луция III разработать и ввести специальную розыскную систему, позволяющую выявлять религиозные преступления.
Инструмент для устранения инакомыслящих
Инквизиция как карательный институт действовала в католических странах вплоть до XVIII века. Одним из первых ее запретил Наполеон Бонапарт. Инквизиторы к тому моменту уже обладали широчайшими полномочиями – могли, к примеру, запретить издание определенных книг.
В разное время еретиками были признаны такие прогрессивные для своих эпох ученые, философы и литераторы, как Коперник, Джордано Бруно, Вольтер, Эразм Роттердамский, Даниэль Дефо, Оноре де Бальзак, Кант, Декарт и многие другие.
Свежие, смелые и «подрывающие устои» мнения и суждения, распространяемые мыслящими людьми того времени, вступали в явное противоречие с церковными догмами, чаще всего опиравшимися на определенные стереотипы. Более того, они расшатывали столпы церковного мироустройства, порождая свободомыслие. Это «святотатство» было недопустимо и смертельно опасно и для церкви, и для монархии. Не зря же замечательный ученый Джордано Бруно в 1600 году после многолетнего тюремного заключения был сожжен на костре.
Как относились к еретикам в России
В России еретиков жгли, начиная с XIII века. «Волшебников» карали таким образом и при Анне Иоанновне (царский указ 1731 года). Жгли волхвов (новгородская летопись 1227 года), «вещих жонок» (псковская летопись 1411 года).
При Иване Грозном и вплоть до второй половины XVIII века «заповеда таких огнем пожечи» (последнее решение о вынесении подобного способа казни было зафиксировано в 1762 году в Архангельской волости – за «колдовство»; жечь человека в итоге не стали, сослали на каторгу).
Одно из самых известных подобных сожжений – казнь протопопа Аввакума и трех его товарищей-единомысленников. Раскольник Аввакум не захотел подчиниться реформистской никонианской церкви, 14 лет сидел в Заполярье в земляной яме на хлебе и воде, продолжал проповедовать, пока царское терпение не лопнуло, и Федор III Алексеевич не приказал сжечь мятежного протопопа. Аввакум вместе с собратьями по убеждениям в апреле 1682 года заживо сгорели в деревянном срубе.