Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-10-16 12:26:58
Николай Сыромятников

Как Пётр I боролся с информационной войной против России

Процесс демонизации России вошёл в активную стадию ещё во времена Ивана Грозного, когда перебежавший в Литву изменник князь Иван Курбский начал распространять за рубежом небылицы о «происках Москвы». Пётр Первый, насмотревшись на жизнь вне России, по возвращении начал кардинальные преобразования во всех сферах деятельности, в том числе, и в информационно-образовательной политике страны.

 

«Подменённый царь» и революционные перемены

Пётр I тоже стал жертвой информационной войны – слухи о том, что «царь-то ненастоящий» начали циркулировать в России сразу же после возвращения государя из-за рубежа в 1689 году. Причем они оказались настолько крепки, что о «подмене» Петра спустя века написал в своем одноименном романе Алексей Толстой, сплетни были подхвачены советским кинематографом.

И сегодня есть псевдоисторики, которые на полном серьезе, на основе анализа портретов царя «до и после» и собственных умозаключений пытаются доказать истинность этой нелепой гипотезы.
Пётр не задавался целью организовать ответные массированные информационные атака на «иноземных недругов», он просто начал кардинально перекраивать государственное устройство, пытаясь сделать его более современным и цивилизованным.
Именно при Петре Первом в России с декабря 1702 года стала выходить первая публичная печатная газета «Ведомости», некоторые ее номера редактировал лично царь. Петр Алексеевич порой даже пописывал газетные статьи. Случалось, «Ведомости» раздавали народу бесплатно. Предтеча «Ведомостей», газета «Вести-Куранты», издавалась в XVII веке ограниченным тиражом только для бояр и царя.
Пётр стал действительно первым российским государем, который начал уделять большое значение развитию просветительской деятельности в стране. В 1701 году по его указу открылась московская школа математических и навигационных наук.

В последующие 20 лет в Москве, Санкт-Петербурге, в Сибири открываются артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы, Санкт-петербургская морская академия. В так называемых цифирных школах, устраиваемых в провинции, «дети всякого чина» должны были бесплатно учиться «грамоте, цифири и геометрии».

Указами Петра открывались также образовательные учреждения для детей солдат, духовные школы по подготовке священников. Незадолго до смерти Пётр Первый подписал указ о создании российской Академии наук, которая заработала уже после его кончины.
Петровский ответ агрессивной информационной политике Европы в отношении России выразился, в частности, в колоссальном увеличении объемов собственной печатной продукции – в созданных при Петре Первом новых типографиях в первые 25 лет XVII века было напечатано свыше 1300 наименований книг, это количество в два раза превышало число российских печатных изданий за весь предыдущий период книгопечатания на Руси. Кардинально изменился язык, вобравший в себя свыше 4 тысяч неологизмов, которые дали европейские языки.

«Король-Солнце» завидовал Петру Первому

Яростные противники политики Петра I упрекают его в «низкопоклонстве перед Западом» при проведении своих многочисленных реформ. Тогда как на тот момент своих специалистов для организации просветительской деятельности в масштабах государства в России просто не было – их приходилось нанимать в Европе, и этот процесс продолжался еще долго после смерти Петра.
При Петре I были сделаны первые серьезные шаги по отрыву России от средневековых обычаев и традиций. Уповая на первоочередную необходимость внутренних преобразований, русский царь добился главного в противодействии информационной войне, многие века проводимой в отношении «косной» России – о деятельности императора с уважением заговорили многие европейские монархи и просветители.

В частности, одобрительные (и нередко – восторженные) характеристики ему в свое время давали французский «Король-Солнце» Людовик XIV, главный маршал Франции Мориц Саксонский, величайший философ и просветитель Вольтер.

Следует отметить, что Франция на момент правления Людовика XIV (1643 – 1715 годы) была самым могущественным государством в Европе, и мнение «Короля-Солнце» о том что «… образ действий [Петра Первого] и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть…» дорогого стоит.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: