Почему князя Всеволода стали звать Большим Гнездом
Всеволод Юрьевич, сын Юрия Долгорукого и младший брат Андрея Боголюбского вошёл в народную память под именем Всеволод Большое Гнездо. И самая популярная, а также, простая версия, которая объясняет этот «титул» заключается в том, что-де, было у этого князя очень много детей. Точнее, целых 12, восемь из которых были сыновьями.
Кстати, двое из этих сыновей стали первыми русскими канонизированными святыми, это были мученики Борис и Глеб. На этом популярное объяснение и заканчивается. Но вот вопрос: на Руси, да, впрочем, и по всему миру тогда были большие семьи. Шесть, восемь, да и десять детей – это была не редкость и для крестьян, и для князей, и для бояр.
Понятно, что многие дети при тогдашнем уровне медицины умирали. Но многодетные семьи не были редкостью, и в этом плане, потомство Всеволода Юрьевича само по себе не было чем-то настолько выдающимся, чтобы давать ему по этому поводу прозвище.
Младший брат собирателя земель
Причины кроются, скорее, в политике. Всеволод Большое Гнездо, как и его старший брат, Андрей Боголюбский был одним из многих князей в череде собирателей русских земель. И в этом плане, прозвище Большое Гнездо относится не только к его семейству, но и к постоянно растущим территориям, которые он контролировал.
В 1162 году, в возрасте восьми лет, он вместе с матерью и двумя братьями был изгнан Андреем Боголюбским, оказавшись в итоге в Константинополе при дворе императора Мануила Комнина.
Впрочем, на Русь Всеволод вернулся уже через семь лет, примирился со старшим братом, и вместе с ним начал завоевательную деятельность, в том числе, подчинив себе Киев. Правда, ненадолго. В итоге в Киеве Всеволод Большое Гнездо прокняжил примерно пять недель.
В 1174 году Андрей Боголюбский был убит в ходе заговора, и в Северо-Восточной Руси вспыхнула очередная княжеская междоусобица. Собственно, на фоне этой внутренней свары и начинает своё политическое восхождение Всеволод.
Север и юг
По сути, к 1177 году Всеволод уже контролировал Владимиро-Суздальскую землю, и активно укреплял власть по периферии этой территории. Интересовал его в первую очередь юг, к примеру, Рязанское княжество, Волжская Булгария и мордва, с которыми он активно боролся. Однако не забывал он и про Север и активно использовал для контроля северных территорий своё пресловутое «Большое Гнездо», то есть наследников.
К примеру, в 1205 году он послал в Новгород на княжение своего сына Константина с такими словами: «сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшиньство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли».
В 1207 после разгрома рязанских князей, на престол там был посажен ещё один сын Всеволода, Ярослав. Рязань, правда, восстала, и в 1208 была сожжена.
Междоусобица в «Большом Гнезде»
В 1211 году между сыновьями князя вспыхнул спор о старшинстве и наследовании городов на Руси. Константин, старший сын, претендовал на Владимир и Ростов.
Однако, Всеволод решил иначе Владимир, равно как и титул Великого Князя достались другому сыну, Юрию. Константин же получил только Ростовские земли, и это его амбиций не удовлетворило. Уже после смерти Всеволода между Юрием и Константином началась война.
Вообще, пресловутое «Большое Гнездо» князя устроило о такую усобицу, что относительно единая Владимиро-Суздальская земля раздробилась на Суздальское, Переяславское (с Тверью, Дмитровом), Ростовское (с Белоозером, Устюгом), Ярославское, Угличское, Юрьевское и Стародубское удельные княжества. Так что, большое количество амбициозных наследников, это далеко не всегда хорошо.
Со смертью Всеволода прекратилось и влияние Северо-Восточной Руси на южные территории, детям Большого Гнезда было не до булгар и мордвы. Они выясняли, кто тут Великий Князь, и кто должен всем владеть и править.
Историки отмечают, что время правления Всеволода – это период наивысшего расцвета Северо-Восточной Руси, а также начало выхода на передний край политики русского дворянства, на которое делал ставку Всеволод, продолжая политику Боголюбского по ущемлению в правах бояр.
Ну и военные успехи Всеволода не были бы возможны без мощной армии, которую в летописях того времени описывали так: «Волгу может вёслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать». И все это, равно, как и большая семья, и восемь наследников и были теми частями репутации, которые и привели к тому, что Всеволода прозвали Большим Гнездом.
Читайте наши статьи на Дзен