Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-11-29 20:31:14

Как монахи участвовали в разведке

К числу государств, поглотивших земли православных народов стоит отнести Османскую империю, Австро-Венгрию, Речь Посполитую. Оказавшись в их составе, народы, придерживающиеся восточного обряда, были урезаны в правах, их имущество конфисковывалось. Была запущена политика ассимиляции, в том числе и духовной.

В отношении белорусских, болгарских, греческих, македонских, малороссийских, русинских земель была введена Грекокатолическая (униатская) церковь. На сербских и болгарских землях проводилась исламизация, ввиду чего возникли босняки и помаки. А из наиболее крепких и умелых юношей-славян было создано войско бесстрашных янычар, которых Османские власти направляли в бой против единокровных народов.

Многочисленные русско-турецкие войны не только укрепляли Государство Российское, но и ослабляли власть Порты над православными народами: им предоставлялась широкая автономия, а порой, и независимость. В 1774 году Россия получила право официального покровительства над православными народами Османской империи и выстроила систему контактов с православным духовенством.

Дипломатические миссии

Особая роль православных священников сформировалась при выполнении дипломатических миссий. После пребывания с визитом у Ивана IV Васильевича Грозного игумен сербского афонского монастыря Хиландарь Паисий был отправлен с грамотой к турецкому султану, в которой сообщалось о намерении русского самодержца покровительствовать Афону.

Активная работа Посольского приказа с православным греческим духовенством привела к тому, что к середине XVII века была создана широкая агентурная сеть, лояльная к России на территории Османской империи. Она включала в свои ряды, в том числе и высшие слои духовенства: в работу были вовлечены иерусалимские патриархи Феофон, Феодил и Досифей, александрийский Ионнкий, антиохийский Макарий, константинопольские Парфений I, Парфений II, Кирилл Лукарис, митрополиты Севастийский, Веррийский, Фессалийский, Тырновский, Приконийский, Халкидонский, Назаретский, Вифлеемский и Коринфийский; архимандриты Амфилохский, Бенедикт, Парфений и другие.

В 1649 году в Москву была направлена информация от архимандрита Амфидохия о перевороте в османской столице: “Объявляем тебе, великому государю, что июля 28 числа собрались все янычаре, и стали они заодно со всем оружием против царского дворца, и заперли все ворота цареградские и поймали они царя Ибрагима, августа в 8 день, и задавили его за многую его неправду, и на его место посадили на царство царевича, сына его Ибрагимова, по седьмому году, и убили еще визиря Ахмед-пашу и на его место выбрали нового визеря Мехмед-пашу”.

Монахи стремились предупредить Россию о коварстве намерений европейских монархов. В ходе Карловацкого конгресса 1698-1699 годов Австрия, Венеция и Польша стремились уговорить российское правительство войти в союз против турок и татар, а затем оставить Москву и Порту один на один.

Об этих умыслах узнал сербский патриарх Арсений III, вовремя пославший гонцов к Петру I. В итоге России удалось заключить двухлетний союз с Османской империей, а будущий император стал покровителем сербского монастыря Раковица.

Польский вектор

Оказывали монахи помощь и в приграничных районах. В 1651 году на белорусских землях, подконтрольных Речи Посполитой, осуществлял сбор сведений поп Фёдор, проживавший в селе Сопоти Бельского уезда. От него торопецкому воеводе Ивану Бутурлину поступала информация о польских намерениях: “Мне на память со стороны войны. Казаки ляхов побили, убили 10 000, обоз новый поставили казаки недалеко от Могилёва за 200 вёрст. А посполитов рушенье ещё не поспело, ещё ныне из Витебска поехали на Себеж, а король, ведомо, подлинно жив. Турки на ляхов восстали и уже на Литовской земле стоят. А гонец ваш ещё мимо Смоленск не бывал”.

Поступали от попа и важнейшие сведения о войсках Богдана Хмельницкого, его мятеже и перспективах.

В это же время конотопский поп Димитрий был направлен в Киев для выяснения итогов польского сейма решений короля. Своих лазутчиков на Десну направлял епископ Полоцкий и Витебский Калиаст, а в Яссы протопоп Симеон Адамович. Союзниками Москвы выступали ряд монахов Киево-Печерской обители, что особенно пригодилось в преддверии проведения Переяславской Рады и вхождения Малороссии в состав России.

Роль православных монахов в деле укрепления российской внешней политики оставалась высокой и в другие времена. Их вклад оценить весьма сложно, хотя во многом именно им сейчас многие государства Балканского полуострова обязаны своим правом на существование.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: