Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-12-10 16:01:22

Кем был убийца Андрея Боголюбского

Вокруг жизни и смерти первого собирателя русских земель Андрея Боголюбского есть много версий разной степени достоверности, а то и просто псевдоисторических баек. Одна из них связана с тем, что «заказчиком» заговора, в результате которого князь был убит, выступил католический рыцарский орден Храмовников, или Тамплиеров.

Забегая вперед, стоит процитировать Умберто Эко, у которого по поводу подобной конспирологии в «Маятнике Фуко» есть весьма едкая ремарка: «…есть сумасшедшие без тамплиеров. Но которые с тамплиерами, опаснее».

 «Тамплиерская» версия

Истоки «тамплиерской» версии лежат в неполной биографии самого князя, а также в зловещей репутации Ордена храмовников, и в том, что на момент княжения Андрея Боголюбского Орден тамплиеров в Европе являл собой действительно мощную политическую силу, а по ещё одной из версий, Андрей Боголюбский имел тесные сношения с западными монархами и, в частности, с Фридрихом Барбароссой, правителем Священной Римской Империи.

Парадокс в том, что версия с «заговором тамплиеров» живёт даже после того, как в 2015-м году был обнаружен список заговорщиков, высеченный на южной апсиде Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. И надпись эта подтверждает участие в заговоре бояр Кучковичей, родственников жены князя, а также его ближайшей челяди.

Летописная версия

В общем-то, «официальная версия» убийства известна по летописям, и если коротко, то ночью Кучковичи, выпив для храбрости, вломились в покои князя, там резали и кололи его, поскольку меч Боголюбского был предварительно украден его ближайшим слугой Амбалом Кучковичем.

Князь умер не сразу и успел выползти и спрятаться под лестницу, где заговорщики обнаружили его вторично (они подумали, что убили его в покоях и вернулись в погреб пить дальше). Собственно, вот и вся история. И уже Всеволод Большое Гнездо, младший брат Боголюбского, придя к власти, заговорщиков покарал.

Но эта история даже в официальной своей версии не так тривиальна, как кажется на первый взгляд. Поскольку куда интереснее рассмотреть причины заговора против Боголюбского, и на то, почему Кучковичи, да и многие другие бояре, так жаждали смерти Владимиро-Суздальского Великого Князя.

Ситуация в мире

Здесь, в первую очередь, стоит обратить внимание действительно не только на Русь, но и на всю Европу той эпохи. А это было поистине удивительное время возврата к централизованной власти и «имперскому величию», в котором в самых разных комбинациях, то в союзничестве, а то и в противостоянии, сходились интересы Священной Римской Империи, Византии и Руси. Правители этих трёх государств, по большому счету, преследовали идентичные цели: вернуть или завоевать великодержавное могущество, усилить свои государства, стать абсолютными в полном смысле этого слова монархами.

В Византии в то время к власти пришел Мануил I Комнин, мечтавший вернуть славу Византийской империи, как единственного и самого могучего оплота христианского мира. Им были предприняты походы как на Восток, так и на Балканы. Для осуществления своих проектов он вступил в союз и с Барбароссой, и с римским папой. Дело чуть было не дошло до унии, но, к счастью, не сложилось.

Что касается Барбароссы, то он примерно такими же действиями и альянсами укреплял свою власть и расширял Священную Римскую Империю. При этом то союзничая с Папой, то вступая с ним в конфронтацию, он видел себя владыкой западно-христианской цивилизации.

И вот в этой интересной ситуации (особенно применительно к Венгрии, которую постепенно завоевывал, как и все восточное побережье Адриатики — Комнин) оказались и некоторые русские князья. Которые, в общем-то, в итоге пошли на сотрудничество и с Барбароссой, и с Комнином.

И третьим, не менее важным фактором той эпохи стали аналогичные процессы становления и централизации абсолютной власти на самой Руси, а точнее, собирательство земель вокруг Владимиро-Суздальского княжества, инициированное Андреем Боголюбским.

Владимирская митрополия

При этом важно понимать, что становление это было не просто неким механическим и «географическим» процессом. Боголюбский претендовал на равенство с византийскими императорами или, как минимум, на как можно большую сакральную автономию от василевсов, что, конечно, не вписывалось в Византийский проект Мануила Комнина.

Отсюда и неудачная попытка Боголюбского создать независимую от Киева Владимирскую православную митрополию, и трагическая судьба ставленника князя, игумена Фёдора, которого обвинили в итоге в ереси, пытали и казнили. И во многом по этой причине Боголюбский не просто пришёл и разорил Киев, но вывез практически все христианские святыни из города, перевезя их в свои земли. В общем, Боголюбский тоже строил некое подобие православной империи.

Подтверждает это и учреждение им новых православных праздников, Спаса и Покровов, которые в летописях описываются вообще, очень интересно: «Антократы день милости Божиа празднуемъ; благочестивому и благоверному нашему царю, князю Андрею уставльше се праздновати съ благочестивымъ царемъ Мануилом повелениемъ патриарха Лукы и митрополита Константина всея Руси и Нестора епископа ростовьскаго; Мануилу царю мирнолюбиву въ братолюбии живущу и съ благочестивым князем Андреем случится имъ в единь день ити на брань, оному изъ Царяграда на срачины, а сему из Ростова на блъгары…».

То есть, по сути, речь шла о равенстве достоинств византийского императора и русского великого князя. По большому счету, можно сказать, что именно тогда было заложено первое основание под концепцию «Москва – Третий Рим».

Борьба с олигархией

Империя – это всегда противоборство монархии и аристократии. И по этим фронтам Боголюбский работал также весьма активно, усмиряя князей, беря под контроль Новгород с его «олигархией» совета Золотых Поясов, занимаясь строительством храмов и крепостей. И постоянно понижая в привилегиях и правах бояр. Более того, стараясь всеми силами умерить и вольницу князей.

Аристократии это очень не нравилось. А особенно то, что новую силу, на которую стал опираться князь (личную гвардию) он формировал из «милостников», прообраза дворян и помещиков с землей в условном пользовании, дарованном в награду за службу.

А если пойти ещё дальше, то параллель от милостников можно провести и до опричников Ивана Грозного. И вспомнить, как боярство реагировало на инициативы Ивана Васильевича.

Важно понимать, что Боголюбский замахнулся не только на создание новой государственной системы в стране, но на сам менталитет тогдашних людей, на устоявшийся порядок. И уже это говорит о его незаурядном уме и амбициях.

Но те же бояре и даже ближайшие к князю Кучковичи были людьми своего времени и в ближайшей перспективе видели свою тотальную зависимость от Великого Князя, да и последующих правителей. И с такой ситуацией мириться не могли, потому и составили заговор.

Впрочем, нужно отдать Боголюбскому должное, несмотря на смерть, он уже запустил процессы централизации власти, которые в итоге, через многие сотни лет позволили стать России империей, или, как сейчас принято говорить, «сверхдержавой».

Именно от него и его Владимиро-Суздальской Руси стоит начинать отсчёт началу становления Российский Империи со всем драматизмом её истории. И, в общем, глубоко символично, что канонизирован Русской Церковью Боголюбский был около 1702 года, когда петровская Россия встала на пороге превращения из царства в Империю.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: