История

"Хочу - скачу, хочу - нет": как девушки выходили замуж по своему желанию

Автор: Барана Пустельга  |  2018-01-28 12:53:29

Подробное изучение и учёт всех нюансов свадьбы - непростая задача для этнографа. У каждого, кто когда-либо погружался в эту тему, рано или поздно возникнет вопрос о том, какой вес имело согласие самих молодых на брак, и была ли у беспрекословного послушания родителям какая-нибудь альтернатива.

Лазейки сговора

Как известно, процедура сговора была настоящим экзамен для всех участников свадьбы. Во время сватовства обсуждались качества будущих супругов, объём приданого. В этот момент имело большое значение мастерство дружки и свах.

В отдельных случаях, невеста могла вовсе не быть допущена к сговору, так что действовать она начинала ещё до вторжения незваных гостей. В некоторых регионах согласием невесты на брак являлся “залог”. Им мог быть вышитый платок или даже нательный крест - предмет, который безошибочно указывал на владелицу. Его наличие являлось своеобразным пропуском сватов в дом невесты, а вот замять отсутствие было крайне сложно. Логичным будет предположить, что нежеланный жених его не получал.

В некоторых деревнях на сговоре было принято спрашивать невесту прямо, хочет ли она выйти замуж за того, кого сватают. Конечно, это не гарантировало ей желаемого исхода, но тем не менее, ставило в известность окружающих. Также, существовал в Калужской области обычай, когда девушку ставили на лавку и упрашивали вскочить в расстеленную на полу одежду, которую носят только замужние. При этом, она несколько раз произносила: “Хочу - скачу, хочу - нет”.

Лучше один раз увидеть

Были и другие моменты, когда потенциальная жена имела шанс проявить свою волю. Поскольку на смотринах и сватовстве было принято вести себя максимально скромно, “говорить полуротком, глядеть полуглазком”, то на вооружении оставались, главным образом, жесты.

Девушка могла встать к присутствующим спиной и к печке лицом, что символизировало её желание остаться у родного очага. Поскольку всех гостей приглашали занять место за столом возле красного угла, была возможность приблизиться и затушить свечи перед иконами - отказ в такой форме запоминали надолго.

Как у русских, так и у других славянских народов общая трапеза наполнена особым смыслом. Разделившие хлеб и питьё чувствовали духовное сближение, причастность к общему делу и единство целей. Почти повсеместно невесту приглашали закрепить сватовство питьём за одним столом со всеми присутствующими. Упустить из виду её нежелание в этом случае не было возможным. Также, она могла отказаться разливать чай.

В том случае, если воля девушки ставилась родителями выше прочих интересов и о её несогласии становилось известно во время визита стороны жениха, либо он оказывался просто не “под стать”, гостей скудно кормили и поскорее выпроваживали. Иногда им в сани бросали снег, старые веники, головешки или разную порченную утварь намекая на то, что приехали они за невестой, а увезли только лишь хлам, а неудачливому жениху и вовсе могли подкинуть в постель сухое деревце.

Исходя из этих свидетельств можно сказать, что воля невесты являлась важной деталью для успешного брака. Это одна из вещей, которые делают свадьбу не просто церемонией обмена деньгами и приобретения новой работницы, а настоящим обрядом инициации.

Прощание с девичеством, вольной жизнью и прежней семьёй, оплакивание своей юной красоты и страх перед неизвестностью уже ко второму дню свадьбы должны были сменяться на радостное ожидание материнства и новой жизни в целом. Это был тот путь, который нужно было пройти самостоятельно, новый статус должен был стать глобальной переменой в сознании, переходом от девушки к жене, настройкой на исполнение своей классической социальной роли.

Читайте также:
исправить оишбку
Сухарева Башня
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи
Мы в Одноклассниках
Кириллица в Одноклассниках