«Хочу — скачу, хочу — нет»: как девушки выходили замуж по своему желанию
Подробное изучение и учёт всех нюансов свадьбы — непростая задача для этнографа. У каждого, кто когда-либо погружался в эту тему, рано или поздно возникнет вопрос о том, какой вес имело согласие самих молодых на брак, и была ли у беспрекословного послушания родителям какая-нибудь альтернатива.
Лазейки сговора
Как известно, процедура сговора была настоящим экзамен для всех участников свадьбы. Во время сватовства обсуждались качества будущих супругов, объём приданого. В этот момент имело большое значение мастерство дружки и свах.
В отдельных случаях, невеста могла вовсе не быть допущена к сговору, так что действовать она начинала ещё до вторжения незваных гостей. В некоторых регионах согласием невесты на брак являлся “залог”. Им мог быть вышитый платок или даже нательный крест — предмет, который безошибочно указывал на владелицу. Его наличие являлось своеобразным пропуском сватов в дом невесты, а вот замять отсутствие было крайне сложно. Логичным будет предположить, что нежеланный жених его не получал.
В некоторых деревнях на сговоре было принято спрашивать невесту прямо, хочет ли она выйти замуж за того, кого сватают. Конечно, это не гарантировало ей желаемого исхода, но тем не менее, ставило в известность окружающих. Также, существовал в Калужской области обычай, когда девушку ставили на лавку и упрашивали вскочить в расстеленную на полу одежду, которую носят только замужние. При этом, она несколько раз произносила: “Хочу — скачу, хочу — нет”.
Лучше один раз увидеть
Были и другие моменты, когда потенциальная жена имела шанс проявить свою волю. Поскольку на смотринах и сватовстве было принято вести себя максимально скромно, “говорить полуротком, глядеть полуглазком”, то на вооружении оставались, главным образом, жесты.
Девушка могла встать к присутствующим спиной и к печке лицом, что символизировало её желание остаться у родного очага. Поскольку всех гостей приглашали занять место за столом возле красного угла, была возможность приблизиться и затушить свечи перед иконами — отказ в такой форме запоминали надолго.
Как у русских, так и у других славянских народов общая трапеза наполнена особым смыслом. Разделившие хлеб и питьё чувствовали духовное сближение, причастность к общему делу и единство целей. Почти повсеместно невесту приглашали закрепить сватовство питьём за одним столом со всеми присутствующими. Упустить из виду её нежелание в этом случае не было возможным. Также, она могла отказаться разливать чай.
В том случае, если воля девушки ставилась родителями выше прочих интересов и о её несогласии становилось известно во время визита стороны жениха, либо он оказывался просто не “под стать”, гостей скудно кормили и поскорее выпроваживали. Иногда им в сани бросали снег, старые веники, головешки или разную порченную утварь намекая на то, что приехали они за невестой, а увезли только лишь хлам, а неудачливому жениху и вовсе могли подкинуть в постель сухое деревце.
Исходя из этих свидетельств можно сказать, что воля невесты являлась важной деталью для успешного брака. Это одна из вещей, которые делают свадьбу не просто церемонией обмена деньгами и приобретения новой работницы, а настоящим обрядом инициации.
Прощание с девичеством, вольной жизнью и прежней семьёй, оплакивание своей юной красоты и страх перед неизвестностью уже ко второму дню свадьбы должны были сменяться на радостное ожидание материнства и новой жизни в целом. Это был тот путь, который нужно было пройти самостоятельно, новый статус должен был стать глобальной переменой в сознании, переходом от девушки к жене, настройкой на исполнение своей классической социальной роли.
Читайте наши статьи на Дзен