Как «тихий» царь отнял власть у иностранцев
Сегодня экономическая политика государства определяет благосостояние народа. Однако в XVII веке богатство страны, особенно торговое, было показателем величия правителя. Вот почему Алексей Михайлович обращал такое большое внимание на таможенную политику.
Эпоха застоя
К середине XVII века Московское государство оправилось от потрясений Смутного времени. В стране полным ходом шло развитие ремесел, освоение новых земель для сельского хозяйства, появились первые мануфактуры. При этом главой движущей силой экономики Московии оставалась торговля: на крупные ярмарки стекались товары не только из разных регионов государства, но и из-за границы.
Однако развитию торговли мешала устаревшая система взимания налогов и пошлин, платы за провоз товаров, в стране не было единой системы мер и весов. Чтобы привезти соленую рыбу из Архангельска в Москву требовалось заплатить десяток пошлин, зависевших от региона, богатства купца и его связей с властями. Все это напоминало тогдашнюю Германию, состоявшую из сотен независимых государств, для провоза товаров по территориям которых приходилось каждый раз платить пошлины. Архаичная система досталась Московскому государству в наследство от периода раздробленности на Руси и, очевидно, ее нужно было изменить.
Засилье иностранцев
Несмотря на то, что в Московском государстве было много купцов, большую роль в торговле играли иностранцы, голландцы и немцы, ввозившие из-за границы товары и скупавшие внутри страны товары по низким ценам. Иностранное засилье в торговле дополнялось еще и тем, что у Московии не было своего собственного серебра для чеканки монет.
Для этого важного дела использовались, в основном, европейские серебряные иоахимсталеры, прозванные на Руси «ефимками». Алексей Михайлович, стремившийся к усилению государства и укреплению его внешнеполитического положения, понимал, что необходимо сделать русскую торговлю более современной и самостоятельной.
Торговый устав
В 1653 году настало время перемен: группа видных русских купцов подало царю челобитную о реформе налогообложения. Они жаловались на неуместную пестроту налогов и пошлин, а также на мощную конкуренцию со стороны иностранцев. Царь провел совещания в боярской думе и 25 октября 1653 года указом ввел в действие Торговый устав. Документ было велено разослать во все концы государства и выставить на всеобщее обозрение.
Основная цель Устава – отменить почти все многочисленные и совершенно ненужные пошлины во внутренней торговле, которые теперь заменялись на единый налог, уплачиваемый продавцом. Налог составлял 10 денег с 1 рубля, или 5%. Большие полномочия получали таможенные чиновники, теперь наделенные правом конфисковать необъявленный товар и даже применять телесные наказания. Такие перемены, возвысившие положение службы, стали с 1995 года основанием для того, чтобы отмечать 25 октября День таможенника.
Еще одним положением Устава была поддержка отечественных предпринимателей и ограничение деятельности иностранных. Пошлина для заморских купцов составляла 6%, но только в портовых и приграничных городах. При провозе товара вглубь страны иностранцам уже приходилось платить 8%, довольно серьезная пошлина для времени, когда торговые поездки занимали месяцы и были сопряжены с многочисленными опасностями.
Новоторговый устав
В 1667 году подошла к концу кровопролитная война с Речью Посполитой за Украину. Подписавший со стороны Москвы Андрусовское перемирие дипломат Ордин-Нащокин необычайно возвысился и превратился в фактического главу правительства. Он получил возможность проводить реформы, первой из которых стала таможенная.
В создании Новоторгового устава государственному деятелю помогал «гость» Петр Марселис, иностранец, долгое время живший в Московии и владевший железоделательными мануфактурами в Туле и Кашире. Несмотря на участие иностранца в составлении устава, закон получился еще более благоприятным для отечественных предпринимателей. Видимо, сказалось то, что Марселис, проживший большую часть жизни в Москве, уже считал себя русским, а не иноземцем.
В основу Новоторгового устава легли модные в ту пору идеи меркантилизма. Кратко их можно выразить следующим образом: «страна должна покупать дешево и продавать дорого, это будет способствовать накоплению золота и серебра и, значит, увеличению богатства. Советы расширись меры протекционизма и меркантилизма московскому царю давал в своей книге «Политика» хорватский мыслитель Юрий Крижанич. Он говорил, что ради процветания страны Московскому государству необходимо избавиться от засилья «немцев» и стремиться накаливать у себя золото и серебро. Защита отечественных предпринимателей сделает богатым весь народ, а государство – сильным.
Новоторговый устав усложнял иностранцам торговлю на русских землях. Несмотря на то, что с иноземцев, торговавших в Архангельске, теперь брали 5% пошлины, при провозе товаров вглубь страны они должны были заплатить 10%. Это делало невыгодным торговлю за пределами порта и давало преференции русским. Более того, иностранцам запрещалось торговать друг с другом, а также вести розничную торговлю.
Это стало исключительной прерогативой отечественных купцов. Нужно отметить, что установлениям Новоторгового устава суждена была долга жизнь: он был заменен Таможенным уставом лишь в 1755 году. Передовые для своего времени, идеи меркантилизма и протекционизма безнадежно устарели к середине XVIII века, когда им на смену пришла концепция свободной торговли Адама Смита. И все, в вопросах защиты отечественного производителя у создателей Торгового и Новоторгового уставов есть чему поучиться.«
Читайте наши статьи на Дзен