Спорные бронзово-медные глыбы
Памятник Петру I на стрелке Водоотводного канала установлен в 1997 г. на искусственном острове-фундаменте, по заказу Правительства г. Москвы, по проекту скульптора: З.К. Церетели.
Памятник был воздвигнут придворным скульптором и архитектором «всея Руси» Зурабом Церетели, как символ морского флота России, тем более, что в 1997 г., отмечалось 300-летие военно-морского флота. Вообще, все памятники, сделанные на заказ придворными скульпторами, носят некоторый отрицательный, я бы сказал, характер.
Ну да ладно, установили, как смогли, точнее как получилось.
Кем был Петр Алексеевич для Москвы? Любил ли он ее всем сердцем и радел за ее возвышение? Нет. Петр откровенно не любил Москву. Его разум был занят только строительством флота, колыбелью для которого стали такие города, как Воронеж, Переславль-Залесский, но не Москва.
В детстве Петр устраивал в Преображенском (тогдашнем подмосковном селе) потешные полки, в будущем Александровском саду, рядом с Кремлем, также в детстве им был сооружен потешный бастион, который сохранился до наших дней, наконец в 1690-х гг. при Петре строится Сухарева башня, а в 1702 г. на месте сгоревших хлебных амбаров в Кремле здание Арсенала. Ну еще немецкая слобода, где селятся иностранцы-мастера и сподвижники Петра во главе с Лефортом. Вот, пожалуй, и все основные события, связывающие Петра с Москвой.
В этом случае встает банальный вопрос: зачем в Москве, городе, который Петр не любил (и отчасти презирал), устанавливать столь величественный монумент, да еще к годовщине образования военно-морского флота России?
Не понятно. Нет, правда, не понятно. Логичнее было бы установить тогда сей монумент в Санкт-Петербурге — в городе, который основал сам Петр и где он строил свой флот. А так получилось, что памятник стоит как бы в Москве, как бы на Родине великого царя, как бы в ознаменование торжества российского флота, но ни один из этих показателей не соответствует действительной личности Петра.
Что касается самого памятника, не буду скрывать своего возмущения, как москвич: он уродский и уродует нашу столицу. Своими пропорциями, своим, свойственным Церетели, гигантизмом, своим холодным равнодушием.
Голова Петра с выпученными безумными глазами, возвышаясь на 90 метров над горожанами, сама как будто говорит: «Эй, ребят, что я здесь делаю?».
Памятник невежественен даже по отношению к Российскому флоту. Ростральную колонну украшают Андреевские флаги — символ военно-морского флота России. Тем самым Петр, как будто сам покорил, или воевал, уж не знаю, с собственным флотом. Ведь по идее, на рострах, украшающих постамент памятника должны находиться флаги покоренных держав, ну хотя бы Швеции и Турции. Это что, очередной призыв к толерантности? Мол, не будем ворошить прошлое, не давали никакого отпора шведам, сами ушли?! Да вот шиш, дали шведам «на орехи» разок, и туркам еще пару, и еще дадим, если будет нужно. Мы — страна, захватившая половину Евразии, и этого надо стыдиться? По мне, так это повод для гордости. Это Франция, Англия и Германия пусть рыдают, что растеряли все свои колонии.
Вот, примерно все, что я хотел вам поведать о личности Петра I, его отношению к Москве и его новомодному памятнику. Решать и давать оценку памятнику (как и самому Петру), дело самостоятельное. Петр, безусловно, заслуживает памятника, и их по России немало, но зачем так обходиться и с царем, и с родным городом, остается для меня загадкой.
Илья Удовенко
Читайте наши статьи на Дзен