Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
Картина: Андрей Рябушкин
2018-06-11 10:37:16
Стибор Остоя

Что не так с гербом Великого Новгорода

Историю пишут победители. Пишут ультимативно, беспощадно к побежденным. Потом приходят новые победители и переписывают за старыми. Восстанавливать ход событий приходится по косвенным уликам, которые оставили целые плеяды баловней судьбы.

Вот так, по крупицам, мы пытаемся восстановить жизнь и тайну Великого Новгорода. Рассмотрим эволюцию в геральдике древнего русского города.

ТОТЕМ И ТАБУ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

Современный герб города фактически повторяет герб Великого Новгорода, утверждённый в 1781 году по Указу императрицы Екатерины II. Тогда геральдическая эмблема была описана так: «В серебряном поле златые кресла с лежащей красною подушкою, на коей поставлены крестообразно с правой стороны скипетр, а с левой крест, наверху кресел подсвечник с тремя горящими свечами, а по сторонам стоящие два медведя».

Сразу оговоримся, герб не являлся продуктом креативной мысли ни Екатерины Великой, ни ее придворных герольдов. В основу герба легла печать новгородского наместника, изготовленная в 1565 году по приказу Ивана Грозного. Правда, на печати, которая была призвана скрепить грамоту о перемирии Новгорода со шведским королем,  был только один медведь. Второе животное так и не было идентифицировано: одни считают, что это собака, другие — рысь. Центральное же место на эмблеме занимает вечевая степень (трибуна для выступления, например, посадника) в виде трехъярусного здания с арочными проемами. На степень положен посох. Под степенью можно разглядеть две рыбы. По кругу надпись: «Печать наместника Великого Новгорода».

Существует много трактовок этой символики. Как правило, ученые сходятся в том, что вечевая степень символизирует старую республиканскую форму управления, а посох – символ власти царского наместника, который как-бы отменяет вече.

 

 

Сложнее с животными и рыбами.

В новгородских печатях домосковского периода встречаются пять изображений: Спас Вседержитель, пеший воин с копьем (вероятно, Андрей Первозванный), всадник, сидящая птица и так называемый «лют зверь», которого обычно ассоциируют со львом. Ни рыб, ни собак, ни медведей там нет.

 

Надо сказать, что в независимом Новгороде не было «культа» медведя. Как, впрочем, и собаки. Зато в «символизме» Ивана Грозного эти животные занимали особое место. Травля собаками и медведями являлось одними из самых излюбленных форм экзекуции у московского государя.

Согласно русской книжной традиции, знатоком которой являлся Иван Васильевич, считалось, что медведь мог напасть на человека и съесть его лишь с позволения Бога. В наказание за совершенный грех. Поэтому косолапого на Руси использовали как своего рода «незаинтересованного судью»: не тронет — безгрешен, порвет – виновен.

С собаками была похожая история. На Руси, как и во многих других традициях, они считались инфернальными животными, проводниками бесов. В народе считалось, что погибший от зубов собаки обречен на вечные загробные страдания. Не случайно «псовая» символика активно использовалась опричниками.

Появление этих довольно неоднозначных символов на печати Великого Новгорода в 1565 году можно рассматривать либо как проявление своеобразного чувства юмора Ивана Грозного, либо как облеченную в символы угрозу.

Угрозу, которую Иван IV воплотил в жизнь спустя четыре года, в 1579 году, после утверждения печати – во время похода на Великий Новгород. Тогда новгородцев травили и медведями и собаками, жгли на огне, топили в реке. Не исключено, что последнюю экзекуцию символизировали на печати, «дарованной» Грозным Новгороду, две рыбы. Которых, по неясным причинам, при Екатерине Великой стало четыре.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: