Почему Грозный впустил в Россию лютеран
В судьбе лютеран огромную роль сыграла Россия, которая открыла свои двери для новых религиозных общин, предоставив им определённую свободу в рамках их протестантского вероисповедания. И как это ни парадоксально, но прогрессивным и веротерпимым царём по отношению к лютеранам оказался никто иной, как Иван Грозный.
Реформация, начало которой в Германии ровно 500 лет назад положил монах-августинец Мартин Лютер, фактически, изменила жизнь всей Европы, а потом и всего Западного мира.
Последовавшая вскоре Тридцатилетняя война как раз началась, как вооружённое противостояние католиков и новообразовавшихся протестантов в Священной Римской Империи. Затем была и Контрреформация, во главе которой встал Орден Иезуитов, получивший небывалую власть и распущенный Папой Римским под давлением европейских монархов.
По сути, Реформация стала шагом на пути к ослаблению власти католического Рима над Европой и к тому, что Европейские государства становились всё более светскими. Вестфальский мир 1648 года, которым закончилась Тридцатилетняя война положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета.
Казалось бы, все это дела сугубо европейские, Реформация вообще началась с Германии, продвигаясь в том числе и на Запад Европы. Но в судьбе лютеран огромную роль сыграла Россия.
Диалог с православными
Высказывания об устройстве Православной Церкви, как «более справедливом», допускал и сам «отец Реформации» Мартин Лютер. В 1519 году на Лейпцигском диспуте он, ставя под сомнение авторитет абсолютной власти Папы, заявил о «греческих христианах минувшего тысячелетия, которые не были под властью римского первосвященника».
В том же году, через венецианских греков лютеране попытались установить богословские контакты с православным миром, впрочем, безрезультатно.
В 1559 году ближайший соратник Лютера Филипп Меланхтон писал Константинопольскому патриарху Иоасафу II, и снова ответа от православных не последовало. Параллельно, в эти же годы начинается проникновение лютеран в Русское царство по непосредственному приглашению Ивана Грозного.
В 1552 году, посовещавшись с митрополитом Макарием, русский царь решил инициировать в стране процесс книгопечатания. Для этого он попросил у датского короля Кристиана III прислать в Россию соответствующего специалиста, которым в итоге оказался Ганс Мессингейм «Бокбиндер» или «Переплётчик». Он и возглавил первую, «анонимную типографию» в Москве, а также, по некоторым данным, стал учителем русского печатника Ивана Фёдорова.
Помимо того, что Мессингейм был книгопечатником, он был ещё и лютеранином, и с собой в Россию привёз напечатанную Библию, а также две книги с изложением основ лютеранской веры.
Книги эти были предложены к обсуждению русскому православному духовенству. И если то сочло бы эти тезисы приемлемыми, то книги предлагалось перевести на русский язык и напечатать существенным тиражом.
Православные богословы, новую доктрину, мягко говоря, не оценили. И вместо лютеранского катехизиса вскоре появилось сочинение Максима Грека, направленное против вероучения лютеран под наказанием «Против лютеран — слово о поклонении Святым Иконам».
Терпимый Иван Грозный
Впрочем, Иван Васильевич, как и было сказано выше, отнесся к лютеранской общине весьма терпимо, и уже в 1560-1565 годах разрешил построить в Москве первую протестантскую кирху. В 1576 году был построен ещё один лютеранский храм.
Лютеране, естественно, пытались обратить в свою веру Ивана Грозного, но, как и в случае с католиками и иезуитом Антонио Поссевино, все попытки провалились.
С другой стороны, царь постановил, что лютеране могут свободно исповедовать свою веру, лишь бы не обращали в неё православных. Наказанием за такой прозелитизм была смерть.
Понятно, что Иван Грозный при этом руководствовался политическими и утилитарными интересами. В первую очередь, противопоставляя Россию и лютеран католикам и Риму.
А Рим в то время был вполне себе политическим образованием и ведущим военные действия, и активно участвующим в политических интригах для того, чтобы подчинить своей власти власти Пап и всю Европу, и по возможности, то, что за пределами Европы.
Православная Россия в этом контексте рассматривалась, как страна «неправильных христиан», которых было бы неплохо «окатоличить» если не методом миссионерства, то каким-нибудь «Крестовым походом».
Не зря же все тот же Поссевино предлагал «вернуться» Грозному к Флорентийской унии, легитимность которой для православных весьма сомнительна, а вот католики этот прецедент очень и очень ценят.
И в этом отношении протекция над лютеранами, которые Папу ненавидели, а сам институт власти римских первосвященников считали огромной ложью и ересью, являла собой в первую очередь политический жест. К тому же в Европе уже возникли протестантские монархии, которые расценивались Иваном Грозным, как потенциальные союзники в борьбе против тотальной гегемонии католических держав.
Борис Годунов
Для лютеран время царя Бориса Годунова также было весьма благоприятно. При нём, уже в центре Москвы и на деньги царя была построена ещё одна лютеранская церковь, куда были приглашены проповедники из Германии.
В целом, исследователи отмечают, что лютеранам в России периода Ивана Грозного и Бориса Годунова жилось максимально свободно, а уж особенно по сравнению со странами Западной Европы, где лютеране регулярно подвергались гонениям, а то и просто «геноциду по религиозному признаку».
В Смутное время русским лютеранам особенно тяжело пришлось при Лжедмитрии II, который, кажется, вознамерился попросту извести их под корень. Но период его правления был недолгим, а уже при Михаиле Фёдоровиче Романове положение протестантской общины в стране стало улучшаться. И вновь был построен очередной лютеранский храм.
Попытки миссионерства
Кстати, интересно, что лютеране постоянно пытались нарушить запрет на миссионерство. Более того, точкой близости протестантов и православных того времени была резкая критика католичества.
Влияние лютеранства было настолько сильным, что в 1627 году власти запретили вышедший тогда православный «Катехизис», поскольку он был «заражен лютеранской ересью».
В итоге Алексей Михайлович Романов вновь актуализировал закон, по которому «совращение» православных в лютеранство каралось смертной казнью.
Оплот веротерпимости
Однако, количество протестантов в нашей стране росло, в первую очередь из-за беженцев. К примеру, в период правления царевны Софьи к лютеранам в России присоединились французские гугеноты. В общем, для протестантов Россия была поистине убежищем и оплотом веротерпимости.
В Российской Империи был период откровенного засилья лютеран и лютеранских порядков, начиная с Петра I, который реформировал Русскую Церковь по лютеранскому, протестантскому образцу. В целом, ничего хорошего для православных из этого не вышло.
А вот лютеранская община продолжала расти и развиваться. Отчасти потому, что по итогам Северной войны, Российская империя получила несколько десятков тысяч подданных-лютеран из Эстляндии, Лифляндии и Ингрии.
Первые попытки систематизации общины были приняты при Александре I, который решил создать русский лютеранский епископат с апостольским преемством от шведских протестантских епископов. И первым русским лютеранским епископом в 1820 году стал Закариас Сигнеус.
А в 1832 году суперинтендантом, а по факту главой российских лютеран становится Николай I, который решал не только административные вопросы всероссийской протестантской общины, но ведал также и вопросами порядка богослужений, назначений пасторов и снятия сана, также в его юрисдикции находились и вопросы лютеранского богословия.
В общем, православный монарх в России возглавил Лютеранскую Церковь, но на тот момент ничего особенно нового в том, что русский царь управляет ещё и какой-нибудь инославной конфессией не было. В конце концов, был же Павел протектором мальтийцев и патроном иезуитов, а Екатерина II фактически была главой русских католиков.
Так или иначе, на момент 1904 года лютеранская церковь в России насчитывала 286 приходов и более миллиона прихожан. Советские годы для лютеран стали, в общем-то, тем же, чем и для других верующих: периодом гонений и репрессий. И только в девяностые годы лютеранство в нашей стране стало возрождаться, но весьма своеобразно.
На сегодняшний день в России пять лютеранских течений, но ни одно из них, по факту, не является историческим правопреемником того самого лютеранства, которое появилось в нашей стране при Иване Грозном
Читайте наши статьи на Дзен