Торговые казаки: чем они отличались от обычных
Наполеон после поражения в войне с Россией сказал: «если бы у меня были казаки – я завоевал бы весь мир». Ловкие, смелые, умные – донцы не раз спасали нашу страну в годы испытаний. Но часто забывают, что на Дону особым уважением пользовались торговые казаки, благодаря которым Область Войска Донского считалась одной из самых благополучных в Российской Империи.
Казачий оффшор после Великой Смуты
1614 год в России выдался нелегким. Особую опасность для молодого царя представлял атаман Иван Заруцкий. О нем говорили «сердцем лют, и нравом лукав». Он заперся в Астраханском Кремле и подбивал казаков на новый поход против Москвы. Переломить ситуацию решено было пряником и кнутом. Весной Земский Собор ввел налог «пятинных денег» для того, чтобы заплатить «многое жалование» ратным людям, в том числе донцам. Одновременно против смутьяна Заруцкого отправили войско «казанца Василья Хохлова». Вскоре опальный атаман был схвачен и казнен.
4 сентября этого же года царь Михаил Романов подписал наказ с призывом к казакам признать его власть, за это даруя им право беспошлинной торговли на Руси. Всё это способствовало восстановлению мира и спокойствия на южных рубежах царства. Поскольку на западе страна была обезлюжена и лежала в руинах, русская торговля сосредоточилась в основном на донских землях. Именно здесь – в станицах Усть-Аксайской, Урюпинской, Филоновской, Луганской, Михайловской, Митякинской и в некоторых других – начали действовать главные ярмарки страны.
Система местных налогов и сборов
Несмотря на царский указ, торговля на Дону не была беспошлинной. Войсковая канцелярия ввела список товаров, который облагался весовым сбором, а также обязала лавочников платить поместный сбор и пошлину с дегтя. Для сведения – деготь в то время считался лекарством, с помощью которого лечили многие болезни. Все ярмарки проходили под неусыпным оком назначенных атаманом войсковых старшин или походных есаулов, которых сопровождали писцы. В качестве налоговых агентов выступали так называемые «терезчики».
В XVIII веке международным торговым центром на Дону стал город Черкасск (в настоящее время – станица Старочеркасская), в котором велась круглогодичная торговля. Согласно переписи 1764 года в городе работали 203 крупных лавок. На его главной площади, помимо местных купцов, персы продавали оружие и ковры, индийские арапы – восточные сладости, венецианские и английские купцы – ткани, грузины – овчиной и лисьей шкурой, татары и ногайцы – лошадями и так далее. Основными товарами были металлические изделия, стеклянная и серебряная посуда, шелковые и бумажные ткани, вино, соль, рыба и лошади.
Регламентация торгового сословия
Именно в это время начинается формироваться сословие «торговых казаков», которые, как и прежде, несли все воинские повинности. Например, отец знаменитого атамана Всевеликого войска Донского Матвея Платова — Иван Федорович, который продавал рыбу и муку, регулярно участвовал в походах, что отрицательно сказывалось на хозяйственной деятельности. Считается, что личный опыт легендарного атамана Платова стал причиной регламентации «торговых казаков» в отдельное сословие. Указ об этом подписал самодержец Всероссийский 10-й Император Александр Первый, который освободил торговых казаков от службы, обязав их уплачивать в казну Войска по сто рублей ежегодно. Для сравнения: пуд говядины стоил 80 копеек. Кроме этого торговые казаки в так называемый кошт (содержание) поставляли по спискам Войсковой канцелярии красную рыбы, красную икру, вино и фрукты. Из этих обязательных даров составляли презент для стола императорского двора. В 1837 году торговые казаки объединились в общество со своим уставом. Среди станичников они пользовались уважением наравне с героями войн и походов.
Связь, логистика и безопасность
Эти три важнейших двигателя торговли были лучше всего развиты на Дону. Известно, что на Дону четко работала служба гонцов. В каждой станице были казаки, в обязанности которых входило поддержание ежедневной связи между сотниками и полковниками. В 1802 году рассыльными было примерно 400 человек. Наряду с приказами они передавали письма торговых и промышленных казаков, зачастую контролируя передвижение купеческих обозов. Между тем почтовая служба Российской Империи работала неудовлетворительно. Таким образом, обеспечивалось очевидное конкурентное преимущество торговых казаков перед великорусскими купцами.
В период эпидемий чумы и холеры вначале 19 века многие из гонцов были повешены по приказу барона Отто Вильгельма Пфейлицер-Франка, чиновника особых поручений. Дело в том, что рассыльные казаки, несмотря на запрет генерал-губернатора князя М.С. Воронцова «на любые перемещения» между станицами, выполняли свои обязанности в соответствии с уставом Войска Донского. Для устрашения виселицы были сооружены на плотах и спущены по Дону.
К началу XVIII века практически в каждой казачьей станице имелись охраняемые склады и амбары, причем расстоянии между ними составляло, как правило, конный переход одного светового дня. Тем самым гарантировалось сохранность товара. И это тоже являлось очевидным преимуществом перед купцами из русской глубинки, где в лесах прятались банды разбойников и душегубов.
Донские ярмарки
Атаман Войска Донского Матвей Платов придавал большое значение централизованным ярмаркам. В 1802 году по его приказу была организована первая Черкасская Ярмарка. Она состоялась на берегу реки Варгунки, рядом с Аннинской Крепостью, вдоль дороги «Булавинский шлях». Впоследствии ярмарки такого уровня организовывались ежегодно, начиная со 2 августа в праздник Ильи Пророка. Проходили они непосредственно в Черкасске и длились они по три дня.
В это время престол Ильи Пророка в Преображенской церкви пользовался огромной популярностью у торговых казаков, поскольку они считали святого своим покровителем. По подсчетам организаторов, Ильинские ярмарки посещало до 10 тысяч человек. Для этого из Ростова в Старочеркасск отправляли пароходы «Кама», «Есаул» и «Дмитрий Донской» с оркестрами на палубах. Ночью торговые ряды освещались бочками с горящей смолой и фейерверки. Не только торговля привлекала людей, но яркие зрелища. По улицам водили танцующих медведей и забавных обезьян, Повсюду были разбиты шатры бродячих циркачей и артистов.
Развитие Ростова-на-Дону как хлебного центра
Среди черкасских торговых казаков были очень богатые люди. Наиболее известные — Жученковы, Парамоновы, Переселенковы и Куралимовы. многие из них во второй половине 19 века перенесли свои конторы и склады в Ростов-на-Дону. Этому предшествовала успешная работа Ростовской Администрации во главе А.М. Байковым по очистке донских гирль (многочисленных рукавов и протоков нижнего Дона). После этого началась полноценная торговля зерном.
О том, как работали торговые казаки, в 1910 году написал журналист Александр Ильин: «…Главным предметом торговых оборотов Ростова служит хлеб. Кавказ, донские станицы, южные губернии, даже отдаленные места в Сибири шлют свой хлеб в город Ростов на Дону. Берега Дона в период отправки хлеба за границу покрываются целыми хлебными горами. Всюду царит кипучая деятельность. Хлебные партии прошлогоднего урожая смешиваются с новыми хлебными транспортами. Начинается сплошная погрузка хлеба на суда и пароходы, рабочих рук не хватает, заработная плата достигает максимума. С каждой неделей, с каждым днем и даже с каждым часом количество работы на берегу Дона, где сосредотачиваются хлебные операции, увеличивается и увеличивается. Скопившиеся миллионы пудов хлебы, наконец-то, мало по малу распределяют по местам и огромными партиями отправляют за границу…».
Читайте наши статьи на Дзен