Что иезуиты делали для европейской политики
К началу XVI века Европа пережила ряд эпидемий и войн, которые унесли половину её населения. Вдобавок основа веры — католический папский престол находился в глубоком кризисе. Папами римскими побывали подростки, финансисты, пират, а также личности, которых иначе как уголовниками не назовёшь.
Игнатий Лойола
В 1521 году испанская крепость Памплона была осаждена французскими войсками. Комендант крепости Иниго Лопес (Игнатий Лойола) с отрядом отступил в крепость. Ему раздробило обе ноги, но он продолжал руководить обороной. Французы высоко оценили доблесть храброго офицера и отправили его в родовое поместье.
Игнатий долго залечивал свои ноги, лекарям так и не удалось поставить на место переломанные кости, один обломок так и остался торчать, и Игнатий велел его отпилить. В результате одна нога стала короче другой, и офицер лишился возможности вернуться к военной карьере.
Поддержка Ватикана
Во время лечения, лёжа недели напролёт в своём замке, Игнатий перечитал массу духовной литературы. В марте 1522 года он тайно отправился в монастырь Пресвятой Богородицы. Там он молился всю ночь, затем положил перед иконой своё воинское вооружение и с этого момента посвятил свою жизнь Пресвятой Деве и Иисусу. Воин-богослов основал новый монашеский орден, назвав его Орден Иисуса.
К обычным монашеским обетам Лойола добавил ещё один: беспрекословное повиновение Святому престолу, чем заручился поддержкой Ватикана и обеспечил ордену развитие и процветание.
Главой Ордена был Генерал, избираемый пожизненно остальными руководителями, ему все беспрекословно повиновались.
Только молодые и здоровые
В члены иезуитского сообщества принимали далеко не всех: ориентир был на особо одарённых, энергичных и здоровых молодых людей из высшего общества.
Подготовка адептов и их отбор для дальнейших действий проходил в специальных школах, которые располагались по всей Европе. Обучение там нередко бывало бесплатным. Уровень обучения был высоким, принимали в эти школы в том числе православных, естественно, с целью перевербовки.
Выпускники таких школ затем получали образование в каком-нибудь из известных европейских университетов, а то и в двух, среди них были также музыканты, врачи, технические специалисты.
Ложь во благо
Вступая в иезуитское общество, человек сразу отрекался от родителей, родственников, собственности, родины, собственного мнения — становясь как бы шестерёнкой в мощной машине ордена. На этапе послушничества неофит обязан был выполнять самую чёрную и грязную работу, пока у него не исчезало отвращение к подобному труду.
Один из принципов ордена иезуитов сближал его с сектами манихейцев и альбигойцев, а именно – ложь «во благо», разумеется. Но сектантов общество довольно быстро распознало и стало защищаться от них, а иезуиты так удачно обеспечили себе тылы, так хитро мимикрировали, что успевали пролезть во властные структуры, и выжить их оттуда было сложно.
И всегда они продвигали собственные интересы под прикрытием поддержки Ватикана. Кроме всего прочего, члены этого монашеского ордена носили светскую одежду, и их нельзя было быстро идентифицировать.
Поближе к правителям
В католических странах иезуиты старались стать духовниками правителей и влиять через них на политику и всю внутреннюю жизнь. В протестантских или лютеранских – становились шпионами. В языческих – миссионерами.
Во Франции иезуиты влезли в борьбу католиков и протестантов на стороне папских интересов. К власти их долго не допускали профессора парижского университета, парламент и духовенство. Наконец, в Оверни им удалось заполучить резиденцию, и уже тогда иезуиты своей борьбой с «еретиками» завоевали симпатии власти. В целом, новый орден состоял из образованных людей, способных увлечь за собой неграмотное население.
Многих им удалось обратить в католичество методом убеждения. Но затем иезуиты, естественно, полезли во власть. Они убеждали массы бороться против власти короля, недостаточно преданного папскому престолу. Так, убийство Генриха III получило их горячее одобрение.
Затем, после одного из покушений на Генриха IV, следствие также обнаружило иезуитский след. орден был изгнан из Франции, вернулся и вновь был изгнан, потому как выяснилось, что под видом миссионерства иезуиты занимаются колониальными торговыми операциями, и подмяли под себя львиную долю торговли на Мартинике. В 1764 году иезуиты был изгнаны из Франции вторично.
В Испании и колониях
Здесь, как и в Европе, были открыты школы, куда охотно принимались отпрыски местной знати. В том числе преподавались индейские языки: готовили миссионеров. Было создано также два университета. Однако не всё было так гладко. Многочисленный народ индейцев-гуарани в 1628 году восстал против иезуитов, и они смогли удержаться только благодаря военной поддержке.
Впоследствии святые отцы и индейцы нашли взаимопонимание. Образовались многочисленные поселения с плантациями, которые приносили хороший урожай, но создали конкуренцию плантаторам-рабовладельцам. Иезуиты были изгнаны из колоний, а в 1767 году и из Испании.
В Португалии иезуитов приняли с энтузиазмом. Страна была на пике могущества, с множеством колоний в разных частях света. Однако правительство сделало ошибку, рассеяв свой активный генофонд по всему свету, в результате страну захватила Испания и заодно изгнала оттуда иезуитов.
Власть в Польше
В большинстве стран всё же существовали сдерживающие факторы, но в Польше при короле Сигизмунде III иезуиты получили полную власть. Возами сжигались древние польские рукописи – страна на глазах лишалась истории и национального духа. При этом основная борьба велась не против кальвинизма или лютеранства, а против православия. С этими событиями связана экспансия поляков и попытки захвата власти через Лжедмитриев. Историк Валерий Шамбаров указывает, что Лжедмитрий I не мог быть монахом-расстригой Отрепьевым.
Заметили, что он любит телятину, которая на Руси считалась запретным блюдом. Что не ложится вздремнуть после обеда, но и не встаёт так рано, как это было принято на Руси. Что не ходит регулярно в баню. И крестное знамение творит слегка не так, как принято.
Папа Павел V после крушения всей авантюры сетовал, что исчезла надежда привести Москву под его власть. Вместе со свитой Лжедмитриев в Москве появились иезуиты, которые для маскировки отрастили бороды и ходили в одежде православных священников.
Влияние на Европу за её пределами
Руководство Ордена быстро сообразило, что можно влиять на европейскую политику через удалённые страны, где умные и талантливые посланцы становились незаменимыми как переводчики в торговле и политике.
Иезуиты изучали местные языки, вживались в местную ментальность и всегда старались исподволь приобрести максимум влияния. Присутствуя во всех важных переговорах, иезуиты из первых рук получали свежую информацию о военных и торговых договорах, а также – в соответствии с принципом «ложь во благо»… переводы не всегда делались правильно.
В Японии иезуиты работали параллельно с португальцами, но их быстро раскусили, какое-то время использовали, а потом Тоётоми Хидеёси объединил страну и их выставил.
В Китае требовались технические специалисты – и Орден начал отправлять туда своих адептов-специалистов инженеров, литейщиков, оружейников, математиков. Миссионер Маттео Риччи прикинулся Конфуцианцем и потихоньку вплетал нужные ему идеи в свои проповеди. Но китайцы были сами не дураки и не позволили морочить себе голову
В Индии иезуит Нобили успешно вжился в образ бритоголового брамина – его признали за своего, а он в проповедях гнул свою линию, добавляя к индуизму основы христианства.
В Тибете иезуиты способствовали свержению и убийству VI Далай-ламы – молодого и весёлого парня, поэта, любителя женщин и стрельбы из лука – любимца всей страны.
Иезуиты собрали у себя столько одарённых и образованных людей по всему миру, так целенаправленно добивались поставленных целей, что повсюду мешались и создавали конкуренцию. В конце концов даже Папа римский сообразил, что им прикрываются и морочат ему голову. 21 июля 1773 года он объявил орден иезуитов упразднённым навсегда.
Читайте наши статьи на Дзен