О лебединой песне Русского царства
Об уровне государственной культуры можно судить по тому, как отдыхает народ и власть имущие. Одно дело — устраивать вечеринки на заграничных курортах, совсем другое — не теряя тонкой связи с традицией, проводить исторические костюмированные балы.
В 1903 году в Зимнем дворце был проведён грандиозный костюмированный бал. Великий князь Александр Михайлович писал в «Воспоминаниях»: «22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи».
Как и во время исторического бала 1883 года проводились архивные изыскания с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича. «Малый царский наряд» Николая II был действительно отчасти подлинным.
Эскиз костюма для царя разработали директор Эрмитажа И.А. Всеволожский и художник санкт-петербургских императорских театров Е.П. Пономарев. Ткани заказали поставщику Высочайшего двора фирме Сапожниковых – два вида бархата и золотую парчу. Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в. Из них для костюма Николая II было отобрано 16. В их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного царю Федору Иоанновичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII в.
Сшил костюм для царя театральный костюмер Императорских театров И.И. Каффи, ему помогали две портнихи, чьи имена не сохранились. Царскую шапку изготовили в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 года.
После окончания бала в Петербурге начался «русский бум». Интерес к национальным традициям «накрыл» высшее общество.
Читайте наши статьи на Дзен