Дмитрий Менделеев — Крестный отец автомобилестроения
Сложно было бы изобретателю-патриоту Яковлеву без протекции непререкаемого авторитета Академика Менделеева заставить поверить в свое изобретение консерваторов-заказчиков, привыкших к немецким моторам.
Менделеев выставил новейший двигатель Яковлева в своей лаборатории. Это сыграло большую роль в дальнейшем успехе изобретателя, который на создание мотора потратил 5 лет и целое состояние.
Даже рабочие, которых он нанял, не сразу поверили в успех. Работали в подвале дома — дни и ночи напролет. ДВС не давался! От постоянного шума в подвале, особенно при испытаниях двигателей, дом, казалось, вот-вот рухнет. Нужно было отдельное помещение – и Яковлев рискнул основать чугунно- и меднолитейный завод. В 1894 году завод пошел в гору, он выпускал нефтяные, газовые и бензиновые двигатели внутреннего сгорания, а также системы отопления на их основе.
В 1889 году наконец-то первый двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе конструкции Яковлева был изготовлен, выдержал все испытания и даже был выгодно продан. Начало было положено. Через год были созданы двигатели мощностью в шесть, восемь и двенадцать лошадиных сил. Отставника Яковлева в роли изобретателя признало Русское общество естествоиспытателей. А поскольку никто такими вещами ни в Петербурге, не в России не занимался, да и сам Яковлев был, прежде всего, морячком, внебрачным сыном знатного вельможи, которого списали из армии, ему требовалось покровительство. Менделеев не только выставил у себя в мастерской плод яковлевских трудов, но и способствовал появлению заказчиков. На новейший двигатель пошли заказы.
Уверенность в своих силах к Яковлеву пришла только после того, как он получил письмо от выдающегося конструктора газовых двигателей Николаса Отто (двигатели которого рабочие Яковлева пытались скопировать, но не поняв принципа, изобрели «велосипед» заново). Отто даже приобрел один такой переделанный двигатель. В письме Яковлеву Отто писал: «машина после переделки с газа на бензин работает отменно и не только на бензине, но и на керосине «вполне исправно». Яковлев открывает в 1891 году Первый русский завод газовых и керосиновых двигателей, враз превратившись из отставного лейтенант Балтийского военно-морского флота в полного адмирала российского моторостроения.
В 1893 году двигатель гордо красовался на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго. Здесь же Евгений Яковлев встретил горного инженера Петра Фрезе. И российское машиностроение началось! Через три года вдвоем они создали первый русский автомобиль. Как прототип был взят экспериментальный образец немецкого «Бенц-Вело».
Читайте наши статьи на Дзен