Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2012-07-14 20:57:04

Дмитрий Менделеев — Крестный отец автомобилестроения

ДМИТРИЙ МЕНДЕЛЕЕВ - КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ


Сложно было бы изобретателю-патриоту Яковлеву без протекции непререкаемого авторитета Академика Менделеева заставить поверить в свое изобретение консерваторов-заказчиков, привыкших к немецким моторам.


Менделеев выставил новейший двигатель Яковлева в своей лаборатории. Это сыграло большую роль в дальнейшем успехе изобретателя, который на создание мотора потратил 5 лет и целое состояние.

ДМИТРИЙ МЕНДЕЛЕЕВ - КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
Неожиданно списанный в чине лейтенанта, Евгений Яковлев вернулся после семи лет исправной службы на российском флоте в свой дом, на набережную Малой Невки и сразу же взялся оборудовать в подвале дома мастерскую-лабораторию для исследования работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Много путешествуя во время флотской службы, Яковлев видел моторы заграницей, теперь его идея стало создание такого же, но русского. Чтобы быстрее начинать воплощать свой замысел, Яковлев выгодно женился на Софье Петровне Кузьминой, дочери надворного советника, что дало ему первоначальный капитал для будущего бизнеса.
 

Даже рабочие, которых он нанял, не сразу поверили в успех. Работали в подвале дома — дни и ночи напролет. ДВС не давался! От постоянного шума в подвале, особенно при испытаниях двигателей, дом, казалось, вот-вот рухнет. Нужно было отдельное помещение – и Яковлев рискнул основать чугунно- и меднолитейный завод. В 1894 году завод пошел в гору, он выпускал нефтяные, газовые и бензиновые двигатели внутреннего сгорания, а также системы отопления на их основе.

В 1889 году наконец-то первый двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе конструкции Яковлева был изготовлен, выдержал все испытания и даже был выгодно продан. Начало было положено. Через год были созданы двигатели мощностью в шесть, восемь и двенадцать лошадиных сил. Отставника Яковлева в роли изобретателя признало Русское общество естествоиспытателей. А поскольку никто такими вещами ни в Петербурге, не в России не занимался, да и сам Яковлев был, прежде всего, морячком, внебрачным сыном знатного вельможи, которого списали из армии, ему требовалось покровительство. Менделеев не только выставил у себя в мастерской плод яковлевских трудов, но и способствовал появлению заказчиков. На новейший двигатель пошли заказы.

ДМИТРИЙ МЕНДЕЛЕЕВ - КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
Benz Velo — один из первых автомобилей

Уверенность в своих силах к Яковлеву пришла только после того, как он получил письмо от выдающегося конструктора газовых двигателей Николаса Отто (двигатели которого рабочие Яковлева пытались скопировать, но не поняв принципа, изобрели «велосипед» заново). Отто даже приобрел один такой переделанный двигатель. В письме Яковлеву Отто писал: «машина после переделки с газа на бензин работает отменно и не только на бензине, но и на керосине «вполне исправно». Яковлев открывает в 1891 году Первый русский завод газовых и керосиновых двигателей, враз превратившись из отставного лейтенант Балтийского военно-морского флота в полного адмирала российского моторостроения.

В 1893 году двигатель гордо красовался на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго. Здесь же Евгений Яковлев встретил горного инженера Петра Фрезе. И российское машиностроение началось! Через три года вдвоем они создали первый русский автомобиль. Как прототип был взят экспериментальный образец немецкого «Бенц-Вело».

Петр Фрезеинженер, владелец каретных мастерских в Петербурге
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел испытания в мае 1896 года, а 14 июля модель была выставлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поездки.
 
Машина представляла собой четырехтактный двигатель с одним горизонтальным цилиндром, который размещался в задней части кузова и развивал мощность 1,5-2 л.с. Для охлаждения цилиндра служила вода, а теплообменниками являлись две латунные емкости, размещенные вдоль бортов в задней части машины. Зажигание смеси было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча), в то время как на многих двигателях тех лет применялась калильная трубка. Автомобиль имел двухместный кузов, два тормоза, весил около 300 кг и развивал скорость до 20 км/ч.
 
ДМИТРИЙ МЕНДЕЛЕЕВ - КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
Первый русский автомобиль. Фирма «Фрезе и К°» построила экипаж, двигатель изготовлен С.-Петербургским заводом газовых и керосиновых двигателей Е. Яковлева
 
Яковлев был патриотом до мозга костей. На своем заводе он использовал только отечественные сырье и материалы, у него работали только русские рабочие. При этом продавал свои изделия он и заграницей тоже. «Первый русский» – так назывался завод, чьим именем хотел возвеличить Россию и показать, что она может производить двигатели лучше, чем в Европе, и в этом он добился успеха.
 
Ольга Щербакова
 
 

 

 

 

 

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: