Как Москва и Новгород конкурировали между собой
Новгород обрёл независимость в XII веке и стал торговой городской «республикой», что, безусловно, уникальное явление в русской истории. Многие рассматривают «Новгородскую республику» как своеобразную демократическую альтернативу в развитии русского государства, которая, могла бы дать для Руси иную, отличную от московского самодержавия, политическую модель.
Политический путь Новгорода действительно серьезно расходился с путем, по которому шло становление Северо-Восточной Руси.
Господин Великий Новгород
На протяжении XII века политическая верхушка достаточно могущественного Новгорода вела борьбу за преобладание над княжеской властью и вела её тем успешнее, чем слабее становилась дробящаяся Киевская государственность. В 1126 году новгородцы добились права выбирать из числа горожан своего посадника, а в 1136 году им впервые удалось изгнать князя Всеволода Мстиславовича.
Именно это событие связывается с началом существования так называемой «республики» в городе, носившем самоназвание «Господин Великий Новгород». Новгород принято называть республикой потому что главным органом управления в нём было народное вече или собрание жителей (300-400 человек из 20 тысяч), а посадников и князей новгородцы избирали.
В реальности, как и все исторические республики, как минимум до нового времени, Новгород управлялся аристократией (бояре) и торговой олигархией. Как и многие другие города-республики Средних веков, например Венецианская, которая также называла себя величественным названием «Сиятельнейшая Венеция», Новгород процветал благодаря торговле и возможности защититься от нашествий крупных континентальных армий благодаря выгодам своего местоположения.
К примеру, монгольское нашествие до города так и не добралось. В Великом Новгороде заправляли родовые кланы боярской аристократии, существовали подобия партий внутри города (торговцы против служилых людей и аристократии), что, в свою очередь, серьёзно его ослабляло и впоследствии привело к гибели.
Изначально возникший на торговом пути «из варяг в греки», город купцов и аристократов не утратил своего значения после затухания этого маршрута и сосредоточился на европейской торговле по Балтийскому морю, став главным центром контактов с Европой того времени. И это сыграло немаловажную роль в его дальнейшей судьбе.
Десятилетие за десятилетием торговый и вечевой Новгород, по своему произволу избиравший и изгонявший князей, отдалялся от доминирующего в остальных русских землях, живших за счёт хлебопашества и вынужденных отбиваться от монголов, направления в сторону монархии и культурного обособления от Европы.
К моменту решающего противостояния с московскими князьями, Новгород слишком сблизился с Великим княжеством Литовским, которое многие историки называют «альтернативной Западной Русью». Это было сильное государство, включавшее в себя много бывших русских земель, которое со временем объединилось с католической Польшей, составив опасного для Руси врага.
Показательно, что в 1332 году в Новгород был приглашён на княжение из Литвы Наримунт Гедиминович, первый в истории города князь не из династии Рюриковичей. Пойдя на сближение с Великим княжеством Литовским, которое было на протяжении нескольких веков равновеликим соперником Московской Руси, Новгород не оставлял исторического выбора московским князьям и без того, заинтересованным в собирании русских земель.
Противостояние Москвы и Новгорода
К концу XIV века Новгород начал серьёзно ослабевать. В 1328-1337 году московский князь Иван Калита правил в Новгороде, а XIV веке формальное владычество над торговой «республикой» получили владимиро-суздальские, московские князья. Это было одним из признаков упадка раздираемой внутренними конфликтами новгородской государственности. Однако Великий Новгород все ещё был достаточно силён, чтобы внушать особые опасения и интерес со стороны московских великих князей, рассматривавших город как своё формальное владение.
Стремление новгородцев сохранить независимость, в том числе через переход в прямое подчинение враждебному государству Великому княжеству Литовскому, позволили облечь завоевательные походы Ивана Третьего в форму общерусского дела против изменников, стремившись перейти под власть католической державы.
Ивану III удалось собрать под своими знамёнами в походе против Новгорода даже старых врагов Москвы, включая тверских князей. Формальным поводом для войны послужило решение новгородского боярства заключить союз с польско-литовским королём Казимиром IV, который должен был прислать своего наместника для успокоения раздираемого волнениями города.
14 июля 1471 года в битве при Шелони войско новгородцев было разбито силами русских княжеств. В следующие годы состоялись ещё несколько походов на Новгород, в ходе которых могущественный город был унижен, ограблен, а его элита и часть населения рассеяны по стране. Процесс ликвидации независимости Новгорода завершился в 1478 году, когда городское вече было ликвидировано, а вечевой колокол увезён в Москву.
Выиграла Москва
Среди всех присоединённых Москвой русских земель, у Новгорода было особое значение не только в связи с богатством и могуществом, но и с наличием опасной для великих князей политической альтернативы. Она заключалась в традициях вечевого правления и явного всевластии боярства, ориентированного, в значительной своей части, в сторону главного конкурента Руси – Великого княжества Литовского.
Москва не могла себе позволить терпеть независимость Новгорода, который рано или поздно стал бы частью Польши, значительно усилив её, а также центром притяжения мятежных элит, чего особенно опасались московские правители.
В конечном счёте, эффективное государственное устройство самодержавной Москвы, позволило ей победить Новгород, а со временем и Речь Посполитую. Новгород был готов отстаивать свою независимость, даже ценой потери русской идентичности, но не планировал объединять Русь и в этом отношении не мог быть конструктивной альтернативой Москве.
Читайте наши статьи на Дзен