Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-10-07 19:49:55
Ярослав Бутаков

Крещение Руси: какие остаются вопросы

Во всяком эпохальном событии много легендарного, а легенды часто противоречат друг другу. И не всегда просто выявить зерно истины в их нагромождении.

Был ли князь Владимир крещён в детстве?

Общепризнанно, что киевский князь Владимир I возвёл христианство в ранг государственной религии древней Руси. Независимо от того, был ли он первым русским князем, принявшим крещение, или нет, этот его акт оказался успешным. Есть разногласия относительно как даты, так и того, какое именно событие в княжение Владимира между 987 и 991 гг. следует считать принятием христианства Русью. Но разногласия между этими трактовками и датами не принципиальны. Традиционной датой считается 988 год, а различия плюс-минус два года вряд ли существенны.

Интереснее другое. Почему летописи сообщают о том, что Владимир крестился непосредственно перед введением христианства на Руси? Причём называют два возможных места его крещения: Корсунь (Херсонес Таврический) и Киев (либо его окрестности). Да, перед этим событием Владимир был язычником. Но ведь в отрочестве-то он почти наверняка был крещён!

Напомним события, известные по русским источникам. В 955 году русская правительница Ольга посетила Константинополь и крестилась там, причём её восприемником от купели стал сам император Константин VII. После этого Ольга жила в Киеве и безуспешно склоняла своего сына Святослава к принятию христианства. А потом, когда Святослав был занят военными походами, продолжала фактически править Русью, опекая его сыновей, то есть своих внуков Ярополка, Олега и Владимира.

Логично допустить, что по настоянию Ольги все трое были крещены. Начало почитания Ольги как святой началось, как считает большинство историков, в княжение в Киеве её внука Ярополка (972-978). Вряд ли это было возможно, если бы Ярополк не был христианином. О христианстве Ярополка позволяют заключить многие свидетельства как русских, так и западноевропейских источников. Если было так, то мог ли остаться вне лона церкви самый младший из трёх братьев-княжичей – Владимир?

Зачем было Владимиру креститься во второй раз?

Однако, если есть доля правды в сказании о том, как князь Владимир принял крещение в Корсуни, то почему он крестился повторно, будучи крещён в детстве? Ведь православная церковь не допускает перекрещения! Это так, если речь идёт о тех, кто был крещён в православии. Но были ли исходно православными Ольга и её внуки?

О посольстве Ольги к Константину говорят сам Константин, другие византийские авторы, а также один западноевропейский источник. Правда, они относят это событие к 957 году. Но они ничего не сообщают о том, что Ольга в ходе этого визита приняла христианство! А между тем, если бы такое событие имело место, то император наверняка отметил бы его! Ведь принятие христианства правителями «варваров» считалось в Византии признанием их вассальной зависимости от Империи, крупным дипломатическим успехом Константинополя.

Да и не называет император Ольгу её христианским именем Елена. Отсюда можно предполагать, что Ольга в момент визита либо ещё не была крещена, либо православная церковь не признавала этого крещения за настоящее. Ситуацию может прояснить уже упомянутый западный источник. Он и ещё несколько говорят, что в 959 или 960 году к германскому королю Оттону I пришли русские послы с просьбой прислать на Русь епископа и учителей христианской веры. В некоторых упомянута «королева русов», не названная по имени. И только один этот источник говорит о том, что её звали Еленой, и что она приняла крещение в Константинополе при Константине.

Миссия на Русь во главе с епископом Адальбертом Магдебургским закончилась неудачно: немецкие вероучители были изгнаны по неизвестной причине. Речь, конечно, идёт об Ольге, к моменту отправки послов в Германию она была уже крещена под именем Елена. Вот только в православной ли церкви она крестилась? Нету ли в немецком известии понятного желания приписать неудачу миссии Адальберта «коварству православных»?

Все эти известия легко можно соединить между собой. Княгиня Ольга, очевидно, была крещена в Киеве, тем более, что христиан, как иноземцев, так и туземцев, там в середине Х века было уже немало. Опустим пока вопрос, по какому именно обряду. Возможно, что русы ещё не разобрались во всех тонкостях различий между западной и восточной церквями. А всего вероятнее, что прикидывались неосведомлёнными в этом вопросе, чтобы оставить себе пространство для дипломатических манёвров.

Известно, что после визита Ольги в Константинополь, к ней в Киев безрезультатно приходило византийское посольство. Скорее всего, камнем преткновения при заключении союза стало нежелание Руси становиться в вассальные отношения к Византии, которые следовали из принятия греческого обряда. Потому Константин не признаёт Ольгу христианкой, потому Ольга завязывает отношения с германским королём.

Что там случилось дальше – не суть важно. Наверное, на Руси боролись две партии – православная и католическая, и к моменту прихода немецкой миссии православные временно взяли верх. Именно что временно, потому что Ярополк в 973 году возобновляет тесные дружественные отношения с сыном и преемником Оттона I – Оттоном II Рыжим, получившим из рук папы корону западного императора. И эта дружба с католической Германией, во время которой начинается церковное почитание Ольги-Елены, продолжается до 978 года, когда Ярополка свергает Владимир.

С именем Владимира поначалу связана языческая реакция. Однако не прошло и десяти лет, как его политика меняется. Причём Владимир делает однозначный выбор в пользу Византии. И вот, если он был когда-то крещён при своей бабке католическими попами, тогда-то и могло потребоваться его православное крещение в Корсуни.

Впрочем, крещение Владимира в 987/988 г. может быть позднейшей легендой. Оно тесно связано с его женитьбой на византийской царевне Анне и взятием Корсуня, а между тем об этих двух событиях нет ни слова в византийских источниках. И не о том ли свидетельствует оговорка летописца Нестора, что многие в его время – начало XII века – не признавали эту легенду, утверждая, что Владимир крестился в Киеве, или в Василёве, или ещё где-то, но на Руси?

Русь была христианской до Владимира

Это только часть вопросов к традиционной версии введения христианства на Руси. Можно разбирать ещё крещение русов в конце IX века патриархом Фотием при князьях Аскольде и Дире. Но для того времени слишком мало источников. А главный вопрос, по-видимому: была ли Русь до Владимира христианской страной? И на этот вопрос, судя по всему, следует ответить положительно. Да, по меньшей мере, со времён Ольги и уж точно в княжение Ярополка официальной религией Руси было христианство. В рамках христианства Русь до Владимира колебалась между ориентациями на Рим или на Константинополь. Но точная последовательность и подоплёка всех этих событий нам неизвестна.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: