Как Екатерина II ставила на место европейских монархов
Искусство дипломатии заключается в подмене смыслов и умении говорить «да», имея в виду «нет» , и наоборот. Русский государыня всегда знала, кому писать и что писать. Знать себе цену, говорить без экивоков, прямо, открыто — как это по-русски!
Екатерина II. Письмо къ Принцу де-Линъ
«Пекинскія газеты говорятъ, что сосѣдъ мой, Китаецъ съ маленькими глазами, о которомъ вы столь почтительно упоминаете, слѣдуетъ безчисленнымъ обрядамъ земли своей съ удивительною точностію. Что касается до моихъ Персидскихъ сосѣдовъ, то они регулярно всякой мѣсяцъ рѣжутъ другъ друга. Ихъ можно уподобить ледянымъ глыбамъ Ледовитаго моря, которыя разбиваются однѣ объ другія во время бури.
Поляки, для увѣнчанія вольности, готовы подвергнуться самому неограниченному военному деспотизму, выборомъ конечно свободнымъ: ибо всякой воленъ взять или не взять золота, которое дадутъ имъ. Ceлимъ и Диванъ его разсудили за благо идти въ опеку и поручить дѣла свои опекунамъ; это безъ сомнѣнія очень покойно. Между тѣмъ мы ихъ бьемъ и будемъ всегда бить, по старой привычкѣ, на сухомъ пути и на морѣ».
Екатерина и хвосты
«Время всем покажет, — писала Екатерина в начале своего царствования, — что мы ни за кем хвостом не тащимся».
Россия хвостом не тащится, потому что у России свой особый путь. Фарватер международных отношений прокладывался решительностью и отстаиванием своей позиции. Русское слово имеет вес, азбука наша потяжелее будет той же английской.
Читайте наши статьи на Дзен