Как донские казаки жили вне крепостного права
Донское казачество не знало крепостного права. Его история позволяет понять, какой была бы Россия, если не было бы «белого рабства». Именно поэтому интересно узнать о повседневной жизни донцов в будни и в праздники.
Батюшка Тихий Дон
Казаки идентифицировали своё начало с великой русской рекой, называя её «батюшкой Тихим Доном». Область Войска Донского до революции считалась одним из рыбных центров страны. Например, из 11 560 казачьих душ обоего пола, проживающих в Черкасском округе в 1890 году, 458 казаков считали себя рыбаками. Они имели билеты от войсковой канцелярии, без которых рыбный промысел был запрещен.
Прямо у воды строились также рыбоспетные заводы – для обработки и заготовки рыбы. Здания, напоминающие конюшни, были из досок и кирпича, но чаще всего – из камыша. В них находились бочки, шаплыки, буты и солила. Остальная утварь – бугуны, мочила, садки, ставы и балычницы – располагали снаружи. Интересно, как просто и продумано были устроено оборудование этих заводов, например, балычница представляла собой высоко поднятый над землей – на четырех столбах – навес-балкон с жердями, на которых вывешивались балыки. А в комяге – в деревянных корытах – солилась икра из белой рыбы. Икра же из красной рыбы солилась только в холодное время года, зато хранилась все лето.
Если же ловля велась в Азовском море, то баркасы, перед тем, как войти в Дон, «шкерили» — то есть тщательно чистили, дабы «не занести заразу». Не дай Бог, если приезжий прилюдно, как правило, по незнанию местных традиций плевал в реку. Били его жестоко, «без милости».
Земледелие
До XVII века земледелие на Дону было запрещено под страхом сметной казни, но уже в XVIII веке казаки пахали и сеяли, правда, на полевые работы брали собой оружие. Право частной собственности на землю отсутствовало, и все угодья принадлежали Войску. Считалось, что земля давалась для дела, и не могла быть проданной. Работали на ней все: и рядовые, и атаманы. В частности атаман Назаров вспоминал, как косил в степи с утра до поздней ночи, заготавливая сено для лошадей. Вообще, сельскохозяйственный труд на Дону был делом благодарным и укладывалось в формулу «сам-пять», означающее, что с пуда посеянной пшеницы и ржи собирали пять пудов урожая.
Земледелие на Дону постепенно обрело форму богоугодного дела, со своими обрядами. В крестопоклонную неделю обязательно пекли пироги-кресты, а на «сорок мучеников» — пирожки-жаворонки. Их брали с собой на поле и съедали после первой борозды. Перед севом землю брызгали святой водой, приговаривая: «зароди, Господь, жито и пшеницу на всякую пашницу, на вдов и сирот, на проходящего и просящего».
Виноделие
Археологические раскопки доказывают, что виноград на Дону выращивали римские и греческие колонизаторы еще в первом веке до нашей эры. А вот казаки к виноградарству были приобщены Петром I, который, прибыв в Приазовье в 1695 году, приказал воеводе Прозоровскому заняться выращиванием арбузов и винограда.
Виноград, привезенный из Франции и Италии, со временем переродился в донские сорта. В Области Войска Донского прижился и стал давать хороший урожай виноград следующих сортов – ладаный, горюн, сибирьковый. А в начале XIX века наибольшую популярность получил сорт пухляковский, который был привезен с Балканского полуострова казаком И. Пухляковым из станицы Раздоровской.
Виноградники разбивали по схеме, получившей название «донская чаша». Обычно в виноградных садах находилось до 400 кустов, каждый из которых давал до трех пудов ягод. Даже самый обычный виноградарь был человеком обеспеченным, получая на своем промысле до 200 рублей в год – огромные по тем временам деньги. Зарабатывали казаки и винным ремеслом, продавая до 350 ведёр вина по цене от четырех до двенадцати рублей за ведро. Лучшим считалось вино «Раздоровское». Кстати, среди казаков практически не было пьяниц, так как они придерживались правила «пей, но с умом».
Курень – родовое гнездо
То, что могла позволить себе средняя казачья семья, считалось уделом мелкопоместных русских помещиков в средней России, поэтому любой казачий дом можно по тем меркам было назвать богатым. Да и стыдно было не иметь доброго хозяйства.
Считается, что дом казака – курень – имеет свой особенный формат. Он вошел в классику народной архитектуры точно так же, как русская изба, немецкий фахверк, японская минка и так далее. До сих пор не ясно, почему жилые строения на Дону называются именно так. Одна из популярных версий гласит, что Круги, которые собирались в становой избе (то есть не на майдане) кликали «куренями», или кругом по-монгольски.
Первоначально дома на Дону строились так же, как и на исторической родине, откуда появились беглые люди, но со временем они обрели свой особенный вид, то есть «каменные» низы из камня-ракушника, деревянные сосновые «верхи» и четырехскатную камышовую или железную крышу. Вход в «низы» был узкий и низкий и делался со двора. Сразу же за дверью, которая открывалась вовнутрь, был «ловчий погреб» с колом посредине – для врагов. В повседневной жизни он прикрывался деревянным щитом.
С XVIII века курени строили плотничьи артели. Устоялись и размеры казачьего дома – это 6Х8, 8Х10, 10Х12 метров. Как правило, в домах было до пяти комнат, но чаще всего – столовая-кухня, зала-горница и две спальни. Поскольку жилища возводились по подобию, то и строились быстро. Плотник с двумя подмастерьями ставил курень за месяц.
Трапеза и одежда
Казаки были не только воинами, но и хорошими охотниками, а так как на Дону водилась самая разная дичь, то и на стол часто подавались блюда из перепелок, куропаток, диких уток и гусей. Обязательна была уха, которую варили с томатами, а также таранчук и солянка. В качестве закусок ставили черную икру. Не обходился обед и без пирогов – от больших кульбак до крохотных пирожков с ежевикой или творогом. Ровно в полдень пили «кохвий» (кофе) с каймаком. Обожали казаки забытый в наши дни нардек – арбузный мед. Из напитков популярностью пользовались квас из терна, вишневый морс и смоква из винограда.
Ярче всего в семье одевались казачки. На Дону было несколько комплексов женской одежды – с сарафаном, сукманом, поневой и кубелеком, причем, последний, напоминающий по форме татарское платье – камзол — считался наиболее распространенным. Поверх кубелека одевался каврак и бархатный пояс татаур. Носили женщины и шаровары. Головные уборы были русского происхождения: у девушек – челоуч, у женщин – повойники. Впрочем, выше по Дону, ближе к центральной части России казачки чаще всего надевали красную поневу с рубахой и кичкой. Кстати, строго соблюдался обычай, что девушкам поневу можно было носить с 15 лет, если старшая сестра сосватана. В Верховьях Дона казачки предпочитали балахоны, рубахи, завески и мутозоки. На ногах красовались сафьяновые сапожки или туфли из сафьяновой кожи на невысоком каблуке.
Забавы и праздники
Казаки любили повеселиться, а на праздниках главной забавой были соревнования в стрельбе из ружья, скачки и кулачные бои. Особой популярностью пользовалась демонстрация езды на лошадях – джигитовка. В целом на Дону было много праздников – войсковых, престольных, православных и семейных.
Конечно, главными праздниками были свадьбы, которые «играли» в соответствии с устоявшими обрядами. Веселье – весельем, но вступление в семейную жизнь считалось делом всей жизни. Как свидетельствовал историк В.Д. Сухоруков, накануне свадьбы невеста посещала кладбище, призывая усопших стать свидетелями её клятвы верности. Считалось, что души предков посещали и пиршества, которые стремились сделать «богатыми». Практически все казаки могли себе позволить справить дорогую свадьбу.
Читайте наши статьи на Дзен