Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-12-07 11:00:24
Ярослав Бутаков

Как русские князья получали свои прозвища: Невский, Донской и другие

Часто пишут: «Князя Дмитрия Ивановича за победу над татарами на Куликовом поле народ прозвал Донским», «Князя Александра Ярославича за победу над шведами на реке Неве люди прозвали Невским». Однако все закрепившиеся за монархами прозвища имеют, на самом деле, вполне конкретные литературные первоисточники.

XV век, первые прозвища. Невский

Нарекать славных государей прошлого почётными именами стало европейской традицией в позднее Средневековье. Не обошла стороной эта традиция и Россию.
Только три прозвания русских князей встречаются у современников. Киевского князя Владимира (1113-1125) летописцы нарекли Мономахом по деду с маминой стороны – византийскому императору Константину IX Мономаху. Великого князя суздальского Андрея Юрьевича (1157-1174) назвали Боголюбским за его привычку жить в своей загородной резиденции в селе Боголюбове. Галицкого князя Ярослава (1153-1187) автор «Слова о полку Игореве» называет Осмомыслом.
Не позднее начала XV века неизвестным автором была составлена справка «А се князи русьстии», включённая в Новгородскую Первую летопись младшего извода. Именно в ней князь Александр Ярославич впервые назван Невским. Там же впервые встречаются некоторые другие прозвища великих князей владимирских. Юрий, основатель Москвы, назван Долгоруким, Всеволод III Юрьевич (1176-1212) – Великим Гнездом, Даниил Александрович (1263-1303), основатель удельного Московского княжества – Московским (для отличия от братьев, получивших в уделы другие города), его второй сын Иван I (1325-1340) – Калитой.
Не исключено, конечно, что некоторые из этих прозвищ, а может быть и все они, к моменту составления названной справки бытовали в изустных рассказах или даже в каких-то не дошедших до нас письменных памятниках. Но утверждать этого наверняка нельзя.
Обратим внимание, что Дмитрий здесь ещё не назван Донским. Отсутствуют и некоторые другие привычные имена князей (Иван Красный, Симеон Гордый). «А се князи русьстии» начинается с Владимира Мономаха как основателя города Владимира и не касается более ранних киевских князей.
Мы вправе предполагать, что Невского прозвали именно за его победу на реке Неве. Хотя в более позднем источнике XVII века Невским назван его сын Андрей, владевший, до того как стал великим князем, Невской пятиной Новгородской земли. Но сам Александр был не удельным, а великим князем в Новгородской земле, поэтому его прозвище, наверное, не было связано с владениями.

XVI век. Донской и Гордый

Прозвище князя Дмитрия Ивановича (1359-1389) – Донской – впервые встречается в Никоновской летописи, составленной не ранее 20-х гг. XVI века. Возможно, оно также отражает уже сложившуюся традицию. Когда сочинялся список «А се князи русьстии», то ещё не получили известности ни «Задонщина», ни «Сказания о Мамаевом побоище», прославлявшие победу Дмитрия Ивановича на Куликовом поле. Их сложили где-то около 1420 года. Поэтому мы можем предполагать, что традиция именовать его Донским стала возникать ещё в середине XV века, но самые древние её свидетельства не дошли до нас.
В «Степенной книге царского родословия», написанной по повелению митрополита Макария при царе Иване IV в середине XVI века, впервые прозван Гордым московский князь Симеон Иванович (1340-1353).

XVII век. Грозный или Великий?

В «Латухинском летописце», написанном около 1677-1678 гг. на основе Степенной книги, встречаются любопытные дополнения к первоначальному тексту. В одном из них московский государь Иван III (1462-1505), которого мы привыкли именовать Великим, назван Грозным. Заметим, что никто к тому времени ещё не прозвал его Великим, а царь Иван IV ещё не получил устоявшегося прозвища Грозный.
Где-то в XVII или первой половине XVIII века получил прозвище Красный московский князь Иван II (1353-1359), старший сын Калиты. Этот его эпитет использует Василий Татищев в рукописи третьей части «Истории Российской» не позднее 1740 года.
Следует отметить, что Татищев, используя такие устоявшиеся прозвища государей, как Калита, Гордый, Донской, ещё не добавляет слов Великий или Грозный к Ивану III и Ивану IV. Впрочем, из этого нельзя заключать, что эти прозвища были ему неизвестны – ведь наименования Долгорукий и Невский он также не использует.
Интересно также, что Иван IV обозначен у него номером 5: четвёртым Иваном Татищев считал старшего сына Ивана III, умершего в 1490 году, при жизни отца. Сына же Ивана III – Василия III – Татищев нумеровал как четвёртого, так как третьим для него был соперник Василия Тёмного – Василий Косой, немного пробывший великим князем (этих прозвищ для них, однако, Татищев не знает).

Конец XVIII – начало XIX вв. Назвали всех

В конце XVIII века русский просветитель Тимофей Мальгин опубликовал «Зерцало российских государей», выдержавшее три издания. В нём он дал прозвища всем русским князьям и царям. Большинство из них не прижилось в литературе. Но отдельным повезло. Они прочно вошли в лексикон историков уже в первой половине XIX века, после выхода в свет «Истории государства Российского» Николая Карамзина.
Так, Мальгин первым предложил назвать Ивана III Великим, а Грозным – его внука Ивана IV. Впрочем, ещё во времена Грозного стала популярна присказка, что «царство без грозы яко конь без узды». Есть версия, что на Ивана III прозвище перешло… с колокольни Успенского собора Московского кремля, исходно прозванной москвичами «Иван Великий». Правда, колокольня была построена уже при его сыне Василии III, а достроена лишь при Борисе Годунове, но главные строения Кремля народ привык связывать с именем Ивана III.
Мальгин же ввёл для различия двух Василиев, боровшихся за власть в середине XV века и ослепивших друг друга в этой борьбе, прозвища сообразно их увечьям: один Косой, другой Тёмный. Эти клички устоялись благодаря книге Карамзина, использовавшего их.
С Карамзина же пошла литературная традиция именовать Владимира, крестителя Руси, Великим, а его сына Ярослава – Мудрым.
Таким образом, большинство прозвищ монархов, которые мы почему-то привыкли считать проявлениями «народной памяти» о них, является плодом сознательного творчества позднейших книжников, причём ещё сравнительно недавнего времени.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: