Почему старообрядцы бежали в Манчжурию после революции
С середины XIX века российское правительство активно способствовало поселению старообрядцев на Дальнем Востоке. Староверы, с одной стороны, были очень трудолюбивыми, людьми, поэтому лучше всего подходили для колонизации. С другой стороны, власть хотела отослать их подальше. Кроме того, многие старообрядцы ехали на Восток искать Беловодье — волшебную страну из старообрядческих полумифов-полупредсказаний, в которой им сулил рай.
Вынужденное бегство с родины
Старообрядцам на Дальнем Востоке было вполне хорошо: здесь не было такого сильного влияния властей, действовали налоговые льготы, не было воинской повинности. Сурового климата и целинных земель староверы не боялись — в колонизаторстве этим суровым людям действительно не было равных. Поэтому к моменту начала Октябрьской революции на Дальнем Востоке и в Сибири обитало достаточно большое количество старообрядцев совершенно разных сект и деноминаций: как поповцев, так и беспоповцев. Однако, когда началась Гражданская война многие из них бежали на юг, в слабо контролируемые Китаем и Японией маньчжурские территории. Те старообрядцы, которые остались в Советской России, были подвергнуты репрессиям и раскулачиванию. Часть тех, кто пережил все эти ужасы, бежали в Манчжурию в первой половине 30х.
Первой волне мигрантов было довольно просто — во время неразберихи Гражданской войны границу между Россией и Китаем никто особо не охранял, в отличие от старообрядцев, переселявшихся в 1930х. Сперва они переезжали поближе к границе, устраивались работать на железной дороге, охотниками или рыболовами. Потом, заработав денег на китайских проводников, ночью переводили свою семью через границу — похожими способами сегодня люди бегут из КНДР. Другие сплавлялись по бурным рекам, порой тонули.
Старообрядцы, Япония и Манчжоу-го
Жить в тех краях старообрядческим семьям, не имевшим почти ничего, поначалу было тяжело. Они работали за еду у китайцев и заамурских казаков. Однако вскоре старообрядцы начали кое-как восстанавливать свою жизнь. В северной Манчжурии в 1930х строится несколько старообрядческих сел: Коломбо, Медяны, Чипига, и, самое крупное, ставшее неформальным центром общины — Романовка.
В 1932 году Квантунская армия оккупирует Японию, создает в Манчжурии марионеточное государство Манчжоу-го, под власть которого и попадают старообрядческие селения.Под протекторатом Квантунской армии действовала русская организация — Бюро по делам российских эмигрантов. БРЭМ стремилась консолидировать всех русских Манчьжурии (а их там было много) на борьбу с большевизмом вместе с Японией. БРЭМ помогала старообрядцам, но в то же время собирала разведданные для японцев. Историк РАН Ю.В. Аргудяева рассказывает, что продуктивность старообрядческого уклада жизни поразила японских оккупантов. Они сочли опыт русских хозяйств в Манчжурии очень ценным, и подселили к ним японских колонистов, которые должны были научиться у русских выживанию и эффективному хозяйствованию в таких экстремальных (для японцев) условиях. Планировалось даже подселить к старообрядцам миллион японских колонистов. Но ничего не получилось — колонисты умирали и болели, приспособиться к новым условиям они так и не смогли. Однако благодаря собранным японцами сведениям мы можем знать об образе жизни манчжурских старообрядцев.
Русские секреты
Японские информаторы считали, что успех старообрядцев создается их сильной верой. Она — и консолидирующий фактор, не дающий им попадать под влияние других народов и сохранять самобытность в чужеродной среде, и сильнейшая идеология, побуждающая на трудовые подвиги. Именно благодаря этой прочной связи они смогли выжить в инородной и достаточно враждебной среде.
Общиной старообрядцев руководили старосты, которых избирали на 3 года из числа самых сведущих в религиозном учении членов общины. В Манчжурии этой системе пришлось несколько адаптироваться под местные условия. Теперь старост было два: один для внутренних дел, другой — для отношений с другими старообрядческими общинами, китайцами и японцами. Одной из главных задач обоих старост было создание брачных связей. Старообрядцам запрещалось заключать браки между представителями разных сект, также запрещалось кровосмешение до 8 колена. Поэтому порой поиск невесты был очень сложным занятием. Некоторые старообрядцы, раскиданные по Азии, приезжали в маньчжурские деревни в поисках невест. Например, в Романовку в поисках невест приезжали старообрядцы с японского острова Хоккайдо — несколько десятков превратности судьбы занесли и туда. В свою очередь, манчжурские старообрядцы тоже ездили в Японию свататься.
Старообрядцы жили натуральным хозяйством, воспроизводили тот образ жизни, который вели в русском Приморье. Они сажали зерновые, овощи, разводили животных, охотились, собирали ягоды и грибы — усвоенные 50 лет назад приемы ведения хозяйства были применимы и здесь. Однако сохранение традиционного уклада совмещалось с попытками встроиться в манчужрскую экономику. Ю.В. Аргудяева приводит сведения о том, что старообрядцы, как и их соседи-китайцы, выращивали мак и делали из него опий, который продавали китайцам. Еще они сбывали целителям ценные для китайской медицины части тел убитых на охоте животных.
Так за какие-то 10-15 лет старообрядцы из России, не имевшие почти ничего, смогли возродить свое общество, наладить успешное и продуктивное хозяйство, которому завидовали даже японцы. Однако в 1945 в Маньчжурию пришла Советская армия. Многие старообрядцы были репрессированы, а те немногие, что смогли бежать, поселились в других провинциях Китая. Но и оттуда в 1955-1960х годах их выжили китайские коммунисты. Почти никто из них не остался в Китае — кто-то мигрировал в Австралию, Новую Зеландию, кто-то уехал в США и Латинскую Америку. Немногие после смерти Сталина вернулись в Советский Союз, где им уже не грозили большие опасности.
Читайте наши статьи на Дзен